Улавливать разницу «современно-несовременно»

Что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной…

Вопрос, скажем так, не праздный. Ответить на него никогда однозначно не удаётся. В интервью с московским композитором Юрием Каспаровым (кстати, моим сокурсником по ассистентуре-стажировке в Московской консерватории), взятым у него в преддверии его 60-летия, где он также упоминает нашего общего учителя Э.В.Денисова, прочитал следующее:

Мне дорого всё, что связывало меня с Э.В. Денисовым. Наиболее важное из того, что я сумел вынести из занятий с Учителем, – это понимание, что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной. Во все времена актуальность музыкального сочинения, прежде всего, определялась и определяется течением музыкального времени. Если у Венских классиков оно являлось равномерным и было носителем внеличностного начала, то у романтиков субъективизм начал проникать даже в эту основную системообразующую координату музыкального пространства. Сегодня в настоящих музыкальных произведениях течение времени подчиняется куда более сложному закону! Личностное и внеличностное, абстрактное и жанровое, равномерное и неравномерное, реализуемое в неотъемлемой связи с другими координатами и абсолютно самодостаточное – всё это организовано логикой более высокого порядка. Из этого следует, что никаких ограничений ни по стилистике языка, ни по фактуре в современной музыке быть не может! Существует огромное количество сочинений, написанных с очевидной оглядкой на гомофоническую двухладовую тональную систему, и являющихся глубоко современными. И также легко встретить не меньшее число сочинений, в основе которых исключительно новейшие приёмы звукоизвлечения, немыслимая темброфактура и эффектные чередования звучащих пластов с тишиной, но которые современными не являются. И ничего удивительного, что культурные и опытные слушатели улавливают разницу «современно – несовременно» интуитивно!

Полный текст интервью можно прочитать здесь.