Глубоко скорбим

В ночь с 20 по 21 июня скоропостижно ушёл из жизни наш друг и коллега, композитор, преподаватель, Заслуженный деятель искусств Дагестана и России, член Союза композиторов России, Касум Магомедович Магомедов.

От имени руководства Дагестанского отделения Союза композиторов России выражаю глубокие соболезнования родным и близким Касума Магомедовича.

В такие минуты обычно трудно подбираются нужные слова, но знаю одно, что память о своём друге и коллеге мы будем хранить всегда!


Касум Магомедов (фото из архива К. Гузенко)

21 июня 2017 года на 74-м году оборвалась жизнь нашего земляка Касума Магомедовича Магомедова, дагестанского композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ и РД, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, члена Союза композиторов России, лауреата Государственной премии РД. Его многолетний творческий путь был неразрывно связан с традициями народной музыкальной культуры и дагестанской композиторской школы.
Родился К. Магомедов 15 июля 1943 г. в селе Джули Табасаранского района. Музицирование на таре и исполнение табасаранских народных песен в годы обучения у известных педагогов – композитора Д. Ашурова, тариста и композитора Б. Кулиева, тариста-виртуоза С. Заманова, чьи имена вписаны в Золотой фонд деятелей музыкальной культуры Дагестана, сформировали в будущем композиторе К. Магомедове любовь и преданность народной песне.
В годы обучения в Дагестанском педагогическом институте в классе композиции А. Агабабова К. Магомедов начал сочинять свои первые песни, регулярно показывая их на прослушиваниях перед профессиональными дагестанскими композиторами. Так, его «школа» складывалась в творческом общении, с Н. Дагировым, С. Керимовым, студентами-музыкантами и музыковедами. Активная в те годы творческая деятельность Союза композиторов привлекала начинающих самодеятельных авторов, а консультации маститых композиторов способствовали уверенному воплощению творческих замыслов. Возможность широких творческих контактов с композиторами из разных городов, в частности Э. Колмановским, К. Головиным, А. Боярским, В. Соловьевым, способствовала интенсивной работе и личному обогащению, укрепила его в творческих устремлениях. Новые эмоциональные впечатления ярко воплотились в партитуре «Концертино для кларнета и симфонического оркестра» (1982).
Касум Магомедов – автор произведений разных жанров – оркестровых, камерных, хоровых, музыкально-театральных, но главным жанром его творчества была песня, в том числе эстрадная. За долгий творческий путь композитором написаны вокальные циклы и более двухсот песен на стихи дагестанских поэтов. Многие вокальные опусы уже в 80-е годы прочно вошли в репертуар дагестанских и российских музыкальных коллективов. Тогда же всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила диски с песнями композитора, в том числе диск-гигант на стихи Р. Гамзатова «Я ищу это верное слово» с предисловием композитора В. Соловьева. Композитором написаны и крупные хоровые сочинения. В исполнении эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского телевидения и большого хора радио под управлением народного артиста РФ Станислава Горковенко прозвучала и записана на диск «Праздничная увертюра» (1986) К. Магомедова. В исполнении симфонического оркестра, солиста большого хора радио и телевидения Санкт-Петербурга под руководством того же дирижера прозвучала баллада композитора «Боль утраты» (1997г.) на стихи Т. Раджабова. Его песни звучали в исполнении Э. Хиля, В. Васильевой, В. Кривоноса, В. Алиева, А. Уруджева, К. Магомедшапиева, Б. Эльмурзаевой, А. Кумратовой, Б. Багаутдинова. Специально для детских исполнительских коллективов он создал сборник песен для детей «Песня о Родине», наполненный национальными ритмами и интонациями, с энтузиазмом занимался концертной деятельностью со школьниками селений Сертиль, Кюряг и Халаг, составлением программ районных фольклорных фестивалей.
Немало сил отдано Касумом Магомедовым просветительской деятельности и популяризации дагестанской музыки в России и за рубежом. Он участвовал в музыкальных форумах, таких как III Международный фестиваль «Музыка друзей-98», состоявшийся в Москве. Значимым событием в творческой биографии К. Магомедова стала поездка по нескольким городам США, где в рамках культурной программы композитор исполнил свои сочинения и продемонстрировал в записи сочинения дагестанских композиторов. В ряду творческих достижений была и поездка в Калугу на молодежный конкурс народного творчества имени Николая Осипова «Звонкоголосая юность России» в 2009 году, где ученик Махачкалинской школы искусств № 5 тарист Керим Асланов стал лауреатом конкурса.
Творческое кредо композитора было тесно связано с сохранением народной песенной традиции в ее аутентичном виде, что реализовалось в деятельности Касума Магомедова, как фольклориста-собирателя и композитора-интерпретатора. К.М. Магомедов был первым собирателем табасаранского музыкального фольклора. В процессе знакомства и общения с известным музыковедом Манаширом Якубовым Касум Магомедов приобрел ценные знания и навыки, позволившие ему профессионально собирать и систематизировать материал. В изданном им сборнике «Табасаранские народные мелодии и песни», куда вошло более 70-ти народных мелодий, впервые предпринята попытка жанровой классификации табасаранского музыкального фольклора, а самобытная интерпретация народных мелодий логично воплотилась в его сочинениях – в крупных хоровых полотнах «Десять обработок табасаранских народных песен» (1995), «Край признания и любви» (2002) и цикле пьес для фортепиано «Табасаранская тетрадь (2007).
В мае 2013 года Касум Магомедович, как композитор и ответственный секретарь общественной организации «Союз музыкантов республики Дагестан» был награжден нагрудным знаком Министерства культуры Российской федерации «За вклад в российскую культуру», а подготовленный им к переизданию опус «Сборник фортепианных пьес на темы мелодий и обрядовых песен малочисленных этносов Дагестана», был поддержан грантом Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Творчество Касума Магомедовича красочно охарактеризовал его земляк, поэт Шамиль Казиев: «В его музыке – величавая роскошь табасаранских гор и изумрудный простор полей, восторг первого бутона, раскрывшегося весной, и печальный шепот падающего осенью листа, рев буйного Рубаса и воркование одинокого родника в глухом ущелье, восторженная песня первой любви и первый крик младенца. Как ученый-археолог из отдельных черепков воссоздает произведения искусств ушедших цивилизаций, так и Касум Магомедов из руин утраченных мелодий воссоздает национальную народную музыку табасаранцев».

Музыковед, кандидат искусствоведения Э.Б.Абдуллаева