Открытое письмо Мурада Кажлаева

В связи с обращением журналистов с вопросами о состоянии нынешней культуры в Дагестане отвечаю открытым письмом.

«Все с базара, а мы на базар!»

Уважаемые земляки! Наступила отставка Р. Г. Абдулатипова, которую ждали многие дагестанцы.

Я не политик и не берусь судить о политической деятельности Р.Г. А. за прошедшее время. Но как деятель культуры скажу: За 4 с лишним года Р. Г. Абдулатипов практически перечеркнул профессиональную, подчеркиваю профессиональную культуру Дагестана, которую художники, поэты, композиторы, музыканты, балетмейстеры, хормейстеры становили, вынашивали и берегли много лет на благо развития своей Республики и в этом добились положительных результатов.

С дней декады Дагестана в Москве 1960 г. о нашей профессиональной культуре узнали далеко за пределами Республики. Нас стали цитировать в других странах, лучше узнавали Дагестан по нашим произведениям.

Не буду перечислять заслуги наших творцов, откройте энциклопедии, там давно все сказано. Но Рамазан Гаджимурадович, к сожалению попытался с первого же дня своего правления заменить собой всех создателей, выпустил мультимедийные тома со своими текстами и произведениями; он и композитор, и поэт, и художник, и сценарист и даже …. балетмейстер(!)

Случилось грустное и смешное. Как в свое время, господин Клинтон в США музицируя на саксофоне пропагандировал джаз – музыкантам, так господин Абдулатипов музицируя на пандуре, пропагандировал только этно-самодеятельность. Не говорю, что ЭТНО плохо. Все народное – наша основа, мы выросли на ней, но куда же делся наш прогрессивный профессионализм? Где же наши достижения в искусстве? Единственный, за это время запланированный концерт Дагестанской профессиональной музыки, в концертном зале имени Чайковского, в Москве был отменен, якобы, по причине отсутствия средств. Но на ряду с этим, пышным цветом проходили «Вечера Дагестанской культуры» с той же самодеятельностью в Париже, Ставрополе, Нальчике, Баку, Дербенте. И всей этой этно-экзотикой руководил лично Р.Г.А.. Как нам сейчас подходит шутка Расула Гамзатовича: «Все с базара, а мы на базар!».

Умная женщина Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР – тоже требовала когда-то самодеятельности. Но тогда это было своевременно, после разрушительной войны, чтобы выбраться из разрухи нужна была большая энергия народа. Создавались фильмы с участием самодеятельности («Свадьба с приданным», «Кубанские казаки» и другие). Но наряду с этим звучали достижения профессионалов Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Мурадели. И все уживалось на благо Великой Отчизны. У нас же в Дагестан, все эти традиции вмиг исчезли.

Министр культуры РД – З. Бутаева, к сожалению, не имея своего мнения, слепо делала только то, что прикажет Р.Г.А. А он за всех все решал: что исполнять, кому петь-танцевать, кого награждать, кого презирать. Как все это выглядело недостойно и неприемлемо!

Возвращаюсь еще раз к неприличной истории с гимном РД, от которой я попал в больницу. После того, как Р.Г.А. незаслуженно оскорбил моего коллегу Ш. Чалаева, назвав его Гимн «похоронкой», последовала попытка Рамазана Гаджимурадовича самому создать текст и музыку нового Гимна. Прозвучали кем-то аранжированные его образцы «Аварская застольная», «Дагестан», «Дагестан – моя молитва». Но когда это вызвало национальное недовольствие, как альтернативу своей несостоятельности Р.Г.А. подставил (без авторского разрешения) нашу песню с Р. Гамзатовым «Клятва», которая звучала и издавалась уже много лет. 8 июля 2014 года я написал свое открытое обращение «Мой поезд ушел в другом направлении…» о своём отказе участвовать в гимновой компании. С обращением можно ознакомиться в интернете, в материалах «РИА Дагестан» и других.

Несмотря на мое требование, самозваный «профессор» Хан Баширов по указанию, выдвинул «Клятву», которая затем была принята, в связи с сессией НС РД. Министр культуры З. Бутаева в угоду Р.Г.А. при живом композиторе и без какого-либо права на это, изменила ритм произведения и сократила вступление к нему. Вот такая неприятная история произошла с Гимном РД.

Заключение: Наша замечательная Изумруд Гаджиевна Губаханова – министр культуры Дагестана 60-х годов — как-то призналась Готфриду Алиевичу Гасанову: — «Мы делаем ставку на Вас, на Ваших коллег, у Вас композиторов особое чутье к искусству и мы должны к этому прислушиваться….».

Так и было в Дагестане на протяжении 50-ти прошедших лет. Мы надеемся, что теперь Министерство культуры РД наконец, начнет прислушиваться к мнению своих деятелей культуры и восстановит разрушенное за 4 года творческое профессиональное хозяйство.

Мурад Кажлаев – композитор, Народный артист СССР, профессор, академик РАЕН, директор и художественный руководитель ГБУ ДО РД «Республиканской школы М.Кажлаева для особо одаренных детей».

Махачкала, 4 октября 2017 года.

РИА «Дербент» © Источник: https://riaderbent.ru/otkrytoe-pismo-murada-kazhlaeva.html

  • Станислав Попов-Васильев

    Во как ! Рамазан, в информативной части вопроса я верю тебе безоговорочно, а потому прошу : опубликуй , когда будет возможность, официальную версию гимна Дагестана, как со словами, так и без них. Поскольку верить интернету нельзя в принципе, мало ли что здесь все мы видим !?. Наткнулся на единственную серьёзную статью на данную тему, которой вроде бы можно верить, открывая ссылку. Соц. сетям верить нельзя вообще, как ты знаешь, имею в виду аудиофайлам, там могут написать чёрт знает что !.. https://godliteratury.ru/events/stikhotvorenie-gamzatova-stalo-gimno

    • А музыки по твоей ссылке что-то не нашёл… Речь идёт о недавно принятом варианте с музыкой Мурада Кажлаева.

      Вот первоначальный Чалаевский вариант:

      • Станислав Попов-Васильев

        Спасибо, Рамазан. А музыки и нет в моей ссылке, там только статья. Почему я и обратился к тебе за музыкой !

  • София Шнайдер

    Кстати, я узнала неожиданно, что был ответ деятелей дагестанской культуры и там стоит в том числе и Ваша подпись. Я обратила внимание и на то, что у вас был в Астрахани концерт из музыки дагестанских композиторов… Так неужели же Кажлаев об этом не знал?

    • Деятелей культуры смутило высказывание Мурада Магомедовича относительно «уничтожения» профессионального искусства в Дагестане, с чем, конечно, же полностью согласится нельзя. Но, если вспомнить всю эту гнусную историю вокруг Гимна Ширвани Рамазановича Чалаева, то именно так и нужно квалифицировать действия государственных органов власти.