Вопрос, оставшийся без ответа

Название пьесы для камерного оркестра американского композитора, основоположника новой американской композиторской школы 20 века — Чарлза Эдварда Айвза (Charles Edward Ives, 1874-1954).

Широкое признание Ч. Айвз получил лишь посмертно. Обращаясь к мелодиям американских песен и гимнов, он сумел создать оригинальный синтез особенностей популярной и профессиональной музыки.

Ч. Айвз использовал новаторские приёмы, многие из которых предвосхитили искания композиторов Западной Европы, в том числе — четвертитоновую систему, серийную технику; применял политональность и полиритмию, алеаторику, коллаж и многое другое.

«Размышление на серьезную тему, или Извечный вопрос, оставшийся без ответа», написано Айвзом в 1906 году. Это, пожалуй, самое популярное его сочинение. Композитор добивается здесь огромной выразительности, умело «расслаивая» оркестровую фактуру на разные типы звукового материала. Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз: «Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

Всё выше сказанное — пока что лишь слова. Давайте лучше приступим к прослушиванию самой музыки.

В этом увлекательном занятии главное — довериться своим внутренним ощущениям!

Для музыкантов предлагается великолепная возможность послушать её с партитурным видеорядом: