Архив рубрики Академическая музыка

Страница 37 из 52

О предмете «композиция», как учебной дисциплине

Интересная и актуальная тема была поднята в ходе проведения Всероссийского фестиваля современной музыки «Резонанс».

Особенность этого фестиваля: включение в программу мероприятий как концертного, так и учебно-дидактического плана.

По словам организаторов данного мероприятия: «…цель фестиваля, с одной стороны, состояла в том, чтобы сконцентрировать внимание всех тех, кто интересуется современной музыкой, на разных концертах, объединенных в неком компактном времени, а с другой – обсудить проблемы, связанные с положением композитора в современном обществе».

В рамках фестиваля был организован круглый стол на тему «Композиция в учебном процессе», (лично для меня, самая ценная часть этого мероприятия) задача которого состояла в том, чтобы собрать тех, кто преподает композицию сегодня, и выяснить с какими проблемами они сталкиваются.
Собравшиеся преподаватели музыкальных школ, училищ, колледжей и консерваторий поделились своей озабоченностью общим (неважным) положением композиции в учебном процессе.

Далее цитирую слово в слово из упомянутого мною источника (Автор: Залина Митюкова), так как готов подписаться под каждым из них:

«Наиболее актуальными оказались, во-первых, вопросы о формах и методах ведения этого предмета, которые отвечали бы современным образовательным стандартам, но при этом сохраняли лучшие традиции прошлых лет. Акцент был сделан на свободно-творческом характере уроков композиции в школах, индивидуальном подходе в занятиях со студентами училищ/колледжей, приоритете традиционного способа сочинения с подключением компьютерных технологий как вспомогательного средства при подготовке произведений к исполнению. Во-вторых, ряд вопросов касался положения педагога – его всепоглощающей роли в обучении музыканта, бесплатной основе труда преподавателя композиции в школе (где несмотря на отсутствие этой дисциплины, есть «сочиняющие» дети, желающие заниматься композицией). Были затронуты также вопросы и более широкого плана, касающиеся привлечения детей в музыкальные школы и мотивации студентов музыкальных учреждений среднего звена на поступление в вузы; были предложены способы улучшения финансового положения музыкальных образовательных учреждений.
Активное включение в дискуссию всех участников круглого стола подтвердило злободневность вопросов, вынесенных на обсуждение. Главное, что показали итоги круглого стола, это всеобщий характер проблем, связанных с состоянием дисциплины «композиция», и их связь с системой музыкального образования в целом. Явной предстала необходимость взаимодействия всех звеньев музыкально-образовательного процесса не только между собой, но и с Союзами композиторов республик и областей, так как лишь совместными усилиями можно добиться желаемых изменений».

Как живётся композиторам за рубежом?

Что мы знаем о современной (академической) музыке, о современных композиторах?
Нам порой кажется, что композиторам за границей легче жить, чем у нас в России.

Беседа, которая состоялась со швейцарским композитором и дирижёром Вильямом Бланком, проливает свет на некоторые аспекты этой проблемы.

Как обычно, излагаю понравившееся мне выдержки из интервью.

«… дирижером я бы себя не назвал: сочинение, дирижирование и преподавание — три составляющие одной и той же работы: делать музыку.»
Как мне кажется, — правильное наблюдение.

«Мне как раз кажется очень важным вновь писать для оркестров (в том числе потому, что они обращаются к такой большой аудитории), чтобы современная музыка не оказалась заперта в своеобразном «гетто». Многие композиторы нашего времени не теряют связи с классической традицией, даже если находятся в то же время под влиянием электронной музыки или поп-рока. Для того чтобы писать для симфонического оркестра, уверен, сегодня есть масса разных возможностей, включая использование живой электроники и нестандартных составов, необычное расположение музыкантов на сцене.»
Что касается возможностей, — это правда.

«…правительство Швейцарии активно вовлечено в процесс развития университетов, и поэтому, в частности, у нас целых семь (!) высших школ музыки (при населении всего семь миллионов) с развитыми кафедрами композиции и современной музыки. Хотя композиторским трудом прожить невозможно даже в Швейцарии.»
Вот вам и отношение государства к композиторскому ремеслу!

Ширвани Чалаев в фильме «Лакские песни»

Какой всё-таки замечательный фильм получился с участием композитора Ширвани Чалаева и актрисы Лии Ахеджаковой!

Это ранний Ш. Чалаев!
Время, когда мир только узнавал о существовании удивительной музыкальной планеты под названием «Лакские песни»!

Вечер памяти Рамазана Гаджиева

Р.Гаджиев19 июня, в 17.00 в большом зале Русского театра состоялся юбилейный вечер памяти дирижера, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии РД, профессора Рамазана Магомедовича Гаджиева. 

Мы его знали как высокого профессионала во всех ипостасях: дирижёра, преподавателя, общественного деятеля.

Много он сделал для пропаганды творчества дагестанских и отечественных композиторов, в том числе, и народной музыки.

Р.М.Гаджиев был человеком очень требовательным прежде всего к себе, а потом уже — ко всем остальным.  Активный, деятельный, не зная устали, — он всегда был заряжён  на творческую деятельность.

Одним из первых хоровых дирижёров, кто стал приобщать дагестанскую публику к высоким образцам храмового искусства. Мы помним его блистательные работы: «Stabat Mater» Дж. Перголези, месса В.А. Моцарта, Концерты для хора Д.Бортнянского, М. Березовского, хоровые произведения П. Чеснокова, С. Танеева, П. Чайковского.

Рамазан Магомедович, к сожалению, рано ушёл из жизни. Но как ушёл?! На сцене!
Всевышний, зная о неизбежном, дал до конца ему исполнить свой профессиональный долг и под бурные овации публики, пожелав всем здоровья, тихо уйти в мир иной!

Д. Шостакович о 7 симфонии (видеохроника)

Уникальные кадры.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович рассказывает о своей седьмой симфонии, посвящённой блокадному Ленинграду и исполняет фрагмент из ее 1 части.

Конкурс пианистов им. Г.А.Гасанова

Сегодня в Махачкалинском музыкальном училище состоялся (18 по счету) Республиканский конкурс пианистов им Г.А.Гасанова. Организатор — Республиканский методический центр.

Я благодарю директора методцентра Шамасову Калиму Казбековну за предложение поучаствовать в работе конкурса в качестве члена жюри, ибо это дало мне возможность оценить сегодняшнее состояние исполнительского дела среди подрастающего поколения. И оно, при всех своих недостатках, должен сказать, не такое уж и безрадостное. Педагогам надо просто продолжать усиленно работать, несмотря на трудности нашего времени, засилье дилетантов и прочее.

Хотел бы отметить, как положительный момент, тот факт, что в программах выступающих учащихся обязательным номером были включены произведения дагестанских профессиональных композиторов.

У нас, у членов жюри, почти одновременно, появилось предложение к организаторам объявить конкурс на обязательную пьесу среди дагестанских композиторов, которую можно было бы включить в программу для исполнения. Идея, хотя и не нова сама по себе, но, как мне кажется, весьма полезна для всех: учащихся, педагогов и композиторов.

Пианистка Екатерина Мечетина в Махачкале

E. MechetinaВ преддверии Форума культуры столицу Дагестана посетила известная пианистка, лауреат международных конкурсов, лауреат молодёжной премии «Триумф», солистка Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской государственной консерватории — Екатерина Мечетина.

Программа прибывания пианистки в Махачкале была насыщенной. Она включала в себя официальную часть (посещение министерства культуры, мэрии), а также мастер-класс, который состоялся в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова и сольный концерт в Кумыкском театре.

Редкое сочетание обаяния и профессионализма в одном человеке. В этом смогли убедиться мы, поприсутствовав на её мастер-классе.

«Камерата» ДШИ №8 (Махачкала) развивает успех

Вокальный ансамбль «Камерата» ДШИ №8 (руководитель — Фаталиева В.В.) в очередной раз доказал, что он лучший коллектив среди существующих подобного типа не только в Махачкале, но и за её пределами.

_DSC0085

Ансамбль с честью отстоял в очередной раз звание лучшего, завоевав ещё одно 1 место теперь уже в номинации «хоровой ансамбль» в конкурсе «Юные звёзды Махачкалы — 2014».

Исполнение кумыкской народной песни «a cappella» похоже особо приглянулось членам жюри:

Ну, а выданная в заключении нашего выступления знаменитая песня «Московские окна» не оставила никого равнодушным в зале:

На встрече со студентами ММУ им. Г.А.Гасанова

1 марта в очередную субботу, в рамках задуманной серии встреч «Навстречу 60-летию Союза композиторов Дагестана», по настоянию всё той же энтузиастки, моей коллеги, композитора Аиды Джафаровой состоялась встреча с вашим покорным слугою.

Увы, в тот день руководство махачкалинского музыкального училища отсутствовало, но были учащиеся, хотя и не в полном составе, и некоторые преподаватели.
Разговор пошёл о наболевшем: «Профессиональное и народное музыкальное творчество. Проблемы изучения».

Между беседой демонстрировалась моя музыка. В концертном зале музыкального училища в исполнении женского хора под руководством Натальи Олеговны Макеевой впервые прозвучал хор на стихи И. Бунина «Ещё утро не скоро».

Предлагаю посмотреть фрагменты этой беседы с исполнением музыки.

В заключении я исполнил фортепианную транскрипцию своей песни «О любви» (на лакском языке).

Навстречу 60-летию Союза композиторов Дагестана

22 февраля по инициативе Аиды Джафаровой в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова состоялась встреча с музыковедом, членом Союза композиторов России, Заслуженным деятелем искусств РД Маймусат Коркмасовой.

20140222_125129[2]
На снимке (слева направо): Председатель СК РД Р.Фаталиев, музыковед М.Коркмасова, композитор А.Джафарова, директор ММУ им. Г.А.Гасанова А.Бондаренко

Это начало задуманной серии встреч, приуроченной к предстоящему в этом году 60-летию со дня основания Союза композиторов Дагестана.

У учащихся махачкалинского музыкального училища появится возможность познакомиться, пообщаться с композиторами и музыковедами, членами Союза композиторов Дагестана, узнать побольше об их творческой деятельности.

В своем выступлении М. Коркамсова подчеркнула о необходимости более пристального, глубокого изучения дагестанского музыкального фольклора, уважительного отношения к творчеству дагестанских профессиональных композиторов.

К сожалению, такое явление, как недостаточный интерес к дагестанской музыке, имеет место быть. И что самое печальное, — в образовательных учебных заведениях на всех уровнях (от младшего до старшего звена).

Эту проблему мы не раз подымали перед руководителями различных учебных заведений, в том числе, и перед руководством махачкалинского музыкального училища им. Г.А.Гасанова. И по сей день, кроме отвоёванных мною лично таких предметов, как «расшифровка народных песен», «композиция», других дисциплин нет.

Мало людей по-настоящему любящих дагестанское народное и профессиональное музыкальное искусство. Это правда. Но не будем чересчур пессимистичны!

Небольшая справка о госте (источник: https://kumukia.ru/person?pid=1015).

Коркмасова Маймусат Арсланалиевна
(23-02-1948)
место рождения: г. Махачкала
Искусствовед, кандидат наук, известная исследовательница кумыкской музыкальной культуры.
В 1974 г. окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова у профессора Р.Лаула и аспирантуру (в 1978 г.) у профессора Ф.Рубцова.
В 1979-1999 гг. работала научным сотрудником в Дагестанском научном центре Российской академии наук.
С 1999 г. — заместитель директора по творческой работе в Дагестанском государственном театре оперы и балета. С 2000 г. — директор музея «Истории театров» Министерства культуры РД.
Более 100 научных и научно-популярных публикаций, в том числе: «Дагестанская симфония», раздел для музыкальной энциклопедии России по дагестанским народным инструментам, фольклорные истоки творчества Г.А.Гасанова, статья в журнале «Возрождение» «Музыкальное творчество кумыков» и статья, редакция и нотный текст книги «Откровение» (Махачкала, 2001).
Рукописи: две монографии «Проблемы стиля в дагестанский профессиональной музыке» и «Становление языка в дагестанской профессиональной музыке», диссертация «Фольклор в творчестве дагестанских композиторов» и др.
Публикуется в периодической печати.
Член Союза композиторов СССР-РФ с 1990 г. Заслуженный деятель искусств РД (2000).