Архив рубрики Академическая музыка

Страница 42 из 52

Родион Щедрин — к 80-летию композитора

Редкие кадры!

Выступление молодого Родиона Щедрина на Концерте мастеров искусств для делегатов XXV съезда КПСС (1976).

Финал 1-го фортепианного концерта.

Посмотрите, какое начало в духе ещё тех советских времён, предшествует самому выступлению композитора. Сейчас это выглядит довольно забавно.

13 Музыкальный фестиваль юных исполнителей

Традиционный, ежегодный региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей, тринадцатый по счёту, уже близится к своему завершению!

Для многих участие в этом фестивале стало добрым, знаковым, радостным моментом в жизни. Педагоги, учащиеся и их родители с удовольствием выступают на подобных мероприятиях. Для них это не только замечательная возможность проявить себя, но и — оценить мастерство своих юных коллег-музыкантов.

Мне довелось присутствовать на открытие фестиваля. Впечатления, как всегда, хорошие. Единственное, в чём можно, наверное, было бы упрекнуть организаторов данного мероприятия, так это в отсутствии, так сказать, регламента. Концерт получился очень растянутым: своеобразный марафон! Понятно, что это огромная радость для выступающих юных артистов и для их окружения, но … тем не менее.

Выступала в день открытия фестиваля (9 декабря) с Камерным оркестром Дагестанской филармонии и наша воспитанница — Азиза Ахмедова. Я рад тому, что выступление получилось достойное, и что она сумела выдержать все требуемые исполнительские каноны.

Особо хочу поблагодарить художественного руководителя и дирижёра Камерного оркестра Зарифу Абдуллаеву за предоставленную возможность, ибо, если бы не её личное участие (она сумела в кратчайшие сроки восполнить отсутствие партитуры исполняемого произведения), то наше выступление могло и не состояться.

На встрече с Ширвани Чалаевым

Интересная и содержательная встреча состоялась в Дагестанском государственном педагогическом университете с Народным артистом и Лауреатом Государственной премии РФ, композитором Ширвани Чалаевым.

Долгий, страстный монолог композитора о судьбе горских народных песен и о их будущем.

Чалаев Ш.Р. приподнёс урок всем нам, как нужно любить и сохрянять народную музыку, музыкальную культуру собственного и других народов.

Гениальная находка Бетховена

Подлинный художник лишен тщеславия,
он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо…

Людвиг ван Бетховен

— слова, которые должен помнить каждый.

Величайший немецкий композитор, чья музыка заставляет нас думать, переживать, сочувствовать, радоваться, надеяться…

5 симфония — классический (хрестоматийный) образец творчества Л. Бетховена и одно из величайших достижений мировой музыки. Произведение, вызвавшее огромные резонанс ещё при жизни самого автора. Неудивительно, что так много написано о нём.

Меня всегда поражало умение композитора работать параллельно над несколькими сочинениями. Способность, которая даётся далеко не каждому. Пятая симфония — не исключение. Работать над ней Бетховен начал сразу после завершения Третьей («Героической») симфонии, параллельно с оперой «Фиделио», фортепианной сонатой «Аппасионатой», Четвёртой симфонией и другими сочинениями. А завершил её в одно время с Шестой симфонией!
Главная тема симфонии, названная «лейтмотивом судьбы», безусловно, — гениальная находка композитора. Но и понадобился творческий гений, чтобы мотив из четырёх нот превратился в целое симфоническое полотно!
Блестящим её интерпретатором для меня останется Артуро Тосканини — непревзойдённый король дирижёрской палочки! Послушал я его снова и в очередной раз убедился в правоте своих юношеских впечатлений.

На конференции в ИЯЛИ им. Г.Цадасы

Теме «Искусство Дагестана в 21 веке» была посвящена научно-практическая конференция, состоявшаяся 2 ноября в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра РАН.

Приятно отметить, что среди прозвучавших докладов, пять из них представляли музыкальное искусство. Вот их перечень:

— «К истории музыкальной культуры Дагестана по данным лингвистики (термины «чагана», «пандур», «чунгур»)» — главный научный сотрудник ИЯЛИ, д.ф.н. И.Х.Абдуллаев;

— «Музыка дагестанских композиторов на стихи дагестанских поэтов (опыт творческих пересечений)» — председатель Правления Союза композиторов РД, Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Госпремии РД, Р.А.Фаталиев;

— «Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций» — зав.отделом истории искусств ИЯЛИ, канд.иск. Э.Б.Абдуллаева;

— «Махачкалинское музыкальное училище: из опыта организации преподавания национальных музыкальных инструментов» — мл.науч.сотрудник ИЯЛИ А.К.Шабаева;

— «Сельский праздник «Гвай»: традиции и бытование» — стар.преп.кафедры теории и истории музыки ДГПУ П.Т.Шахназарова.

Бела Барток. Концерт для оркестра

Концерт для оркестра (1943) — одно из величайших творений не только самого Бартока, но и всей мировой симфонической музыки. Сочинён по заказу Бостонского оркестра, лично по просьбе выдающегося русского музыканта Сергея Кусивицкого, и впервые исполнен им же в декабре 1944 года.

Пятичастный концерт написан для большого оркестра (тройной состав деревянных и медных инструментов, увеличенное число струнных, две арфы). Виртуозный характер партий отдельных солистов и целых групп, сложность ансамблевых диалогов, наличие тембровой полифонии ставят перед исполнителями труднейшие задачи.

Композитор дал краткое описание содержания Концерта: «Общий характер произведения представляет собой — не считая «развлекательной» II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней».

В некоторых источниках указывается на сходство IV части («Прерванное интермеццо») Концерта с одной из тем Седьмой симфонии Д.Шостаковича. Обращение Бартока к «Ленинградской симфонии» по мнению их авторов только подтверждает наличие в Концерте для оркестра скрытой программы, связанной с темой войны.

Что ж, вполне возможно. Произведение создавалось в военное время, несмотря на болезнь, в обстановке крайней нужды.

Видеовариации на тему «Полёт шмеля»

Вот ещё одна оригинальная версия бессмертного сочинения великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова:

Ко дню музыки

Встреча с детьми всегда сулит интересные впечатления. Особенно, если речь идёт об учащихся музыкальных школ. Доводилось встречаться не раз. В таких случаях вспоминаешь себя в детстве. С каким трепетом и уважением мы, будучи совсем маленькими, начинающими музыкантами, смотрели на приехавших к нам в школу композиторов-современников. Мечтали стать, кто исполнителем, а кто — композитором.

29 сентября в субботу состоялась очередная встреча, посвящённая Дню музыки с учащимися и преподавательским составом моей родной музыкальной школы №1 г. Буйнакска. На эту встречу со мной приехал и мой коллега, консультант Союза композиторов Дагестана, Валерий Шаулов.

Каждый из нас рассказал о себе, о своём непростом пути становления в сложном мире искусства. Беседа сопровождалась иллюстрацией музыки, которая звучала как в исполнении самих авторов, так и — учащихся школы.

Вглядываясь в глаза детишек, я искал ответ на свой вопрос: «А было ли интересно им? Смогли ли мы заронить в душу хотя бы одного из них зерно добра и тяги к творчеству и просвещению?» Кажется, нашёл… По-крайней мере, мальчик, подошедший к нам со своей мамой, пообещал, что в следующую нашу встречу непременно покажет свои сочинения.

Посему выездную работу членов Союза композиторов Дагестана оцениваю положительно.

Добродушие гения

Может ли один талантливый человек завидовать другому (кому бы то ни было — будь то простому смертному или гению) «чёрной» завистью?

Моё твёрдое убеждение, что нет. Хотя все мы и наслышаны о предательствах, отравлениях и прочих подлостях человеческих.

Анализируя все эти негативные истории, я сделал для себя вывод: завидовать можно тому, чего у тебя нет. Поэтому считаю, что это удел слабых и в общем-то бездарных людей. А вот настоящий талант всегда оценит талантливое своего коллеги. Ведь кто-то даже сказал: «Чтобы понять талантливое надо самому быть чуточку талантливым!»

Один из таких примеров. Из жизни гениальных композиторов прошлого Ференца Листа и Эдварда Грига.

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
— Вы мне его сыграете?
— Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.
— Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.
С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.
Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
— Великолепно! Непостижимо…
— Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, — добродушно улыбнулся Лист.

Источник: https://www.peoples.ru/facts/all/f242.shtml

Чему можно научиться у Брамса

Такое иногда прочитаешь о композиторах, что диву даёшься! Особенно о том, кто и как (или чем) вдохновлялся!

Например, о Иоганнесе Брамсе. Говорят, что уже будучи взрослым и известным человеком, он по-прежнему любил расставлять по позициям любимых с детства оловянных солдатиков. Именно эти, рвущиеся в бой, солдатики и вдохновляли его на создание нового музыкального произведения.

И ещё. У маэстро, оказывается, была весьма странная привычка: «…его подзадоривали нелестные газетные статьи о его творчестве. Он регулярно прочитывал разгромные статьи в свой адрес и огорчался в том случае, если журналист все-таки «снимал шляпу» перед талантом и величием композитора». 

(До первоисточника данной информации я так и не докопался!)

Мне подумалось: «Вот бы нам, нынешним композиторам такие нервы!»