Традиционный, ежегодный региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей, тринадцатый по счёту, уже близится к своему завершению!
Для многих участие в этом фестивале стало добрым, знаковым, радостным моментом в жизни. Педагоги, учащиеся и их родители с удовольствием выступают на подобных мероприятиях. Для них это не только замечательная возможность проявить себя, но и — оценить мастерство своих юных коллег-музыкантов.
Мне довелось присутствовать на открытие фестиваля. Впечатления, как всегда, хорошие. Единственное, в чём можно, наверное, было бы упрекнуть организаторов данного мероприятия, так это в отсутствии, так сказать, регламента. Концерт получился очень растянутым: своеобразный марафон! Понятно, что это огромная радость для выступающих юных артистов и для их окружения, но … тем не менее.
Выступала в день открытия фестиваля (9 декабря) с Камерным оркестром Дагестанской филармонии и наша воспитанница — Азиза Ахмедова. Я рад тому, что выступление получилось достойное, и что она сумела выдержать все требуемые исполнительские каноны.
Особо хочу поблагодарить художественного руководителя и дирижёра Камерного оркестра Зарифу Абдуллаеву за предоставленную возможность, ибо, если бы не её личное участие (она сумела в кратчайшие сроки восполнить отсутствие партитуры исполняемого произведения), то наше выступление могло и не состояться.
Интересная и содержательная встреча состоялась в Дагестанском государственном педагогическом университете с Народным артистом и Лауреатом Государственной премии РФ, композитором Ширвани Чалаевым.
Долгий, страстный монолог композитора о судьбе горских народных песен и о их будущем.
Чалаев Ш.Р. приподнёс урок всем нам, как нужно любить и сохрянять народную музыку, музыкальную культуру собственного и других народов.
Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо…
Людвиг ван Бетховен
— слова, которые должен помнить каждый.
Величайший немецкий композитор, чья музыка заставляет нас думать, переживать, сочувствовать, радоваться, надеяться…
5 симфония — классический (хрестоматийный) образец творчества Л. Бетховена и одно из величайших достижений мировой музыки. Произведение, вызвавшее огромные резонанс ещё при жизни самого автора. Неудивительно, что так много написано о нём.
Меня всегда поражало умение композитора работать параллельно над несколькими сочинениями. Способность, которая даётся далеко не каждому. Пятая симфония — не исключение. Работать над ней Бетховен начал сразу после завершения Третьей («Героической») симфонии, параллельно с оперой «Фиделио», фортепианной сонатой «Аппасионатой», Четвёртой симфонией и другими сочинениями. А завершил её в одно время с Шестой симфонией!
Главная тема симфонии, названная «лейтмотивом судьбы», безусловно, — гениальная находка композитора. Но и понадобился творческий гений, чтобы мотив из четырёх нот превратился в целое симфоническое полотно!
Блестящим её интерпретатором для меня останется Артуро Тосканини — непревзойдённый король дирижёрской палочки! Послушал я его снова и в очередной раз убедился в правоте своих юношеских впечатлений.
Теме «Искусство Дагестана в 21 веке» была посвящена научно-практическая конференция, состоявшаяся 2 ноября в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра РАН.
Приятно отметить, что среди прозвучавших докладов, пять из них представляли музыкальное искусство. Вот их перечень:
— «К истории музыкальной культуры Дагестана по данным лингвистики (термины «чагана», «пандур», «чунгур»)» — главный научный сотрудник ИЯЛИ, д.ф.н. И.Х.Абдуллаев;
— «Музыка дагестанских композиторов на стихи дагестанских поэтов (опыт творческих пересечений)» — председатель Правления Союза композиторов РД, Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Госпремии РД, Р.А.Фаталиев;
— «Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций» — зав.отделом истории искусств ИЯЛИ, канд.иск. Э.Б.Абдуллаева;
— «Махачкалинское музыкальное училище: из опыта организации преподавания национальных музыкальных инструментов» — мл.науч.сотрудник ИЯЛИ А.К.Шабаева;
— «Сельский праздник «Гвай»: традиции и бытование» — стар.преп.кафедры теории и истории музыки ДГПУ П.Т.Шахназарова.
Концерт для оркестра (1943) — одно из величайших творений не только самого Бартока, но и всей мировой симфонической музыки. Сочинён по заказу Бостонского оркестра, лично по просьбе выдающегося русского музыканта Сергея Кусивицкого, и впервые исполнен им же в декабре 1944 года.
Пятичастный концерт написан для большого оркестра (тройной состав деревянных и медных инструментов, увеличенное число струнных, две арфы). Виртуозный характер партий отдельных солистов и целых групп, сложность ансамблевых диалогов, наличие тембровой полифонии ставят перед исполнителями труднейшие задачи.
Композитор дал краткое описание содержания Концерта: «Общий характер произведения представляет собой — не считая «развлекательной» II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней».
В некоторых источниках указывается на сходство IV части («Прерванное интермеццо») Концерта с одной из тем Седьмой симфонии Д.Шостаковича. Обращение Бартока к «Ленинградской симфонии» по мнению их авторов только подтверждает наличие в Концерте для оркестра скрытой программы, связанной с темой войны.
Что ж, вполне возможно. Произведение создавалось в военное время, несмотря на болезнь, в обстановке крайней нужды.
Встреча с детьми всегда сулит интересные впечатления. Особенно, если речь идёт об учащихся музыкальных школ. Доводилось встречаться не раз. В таких случаях вспоминаешь себя в детстве. С каким трепетом и уважением мы, будучи совсем маленькими, начинающими музыкантами, смотрели на приехавших к нам в школу композиторов-современников. Мечтали стать, кто исполнителем, а кто — композитором.
29 сентября в субботу состоялась очередная встреча, посвящённая Дню музыки с учащимися и преподавательским составом моей родной музыкальной школы №1 г. Буйнакска. На эту встречу со мной приехал и мой коллега, консультант Союза композиторов Дагестана, Валерий Шаулов.
Каждый из нас рассказал о себе, о своём непростом пути становления в сложном мире искусства. Беседа сопровождалась иллюстрацией музыки, которая звучала как в исполнении самих авторов, так и — учащихся школы.
Вглядываясь в глаза детишек, я искал ответ на свой вопрос: «А было ли интересно им? Смогли ли мы заронить в душу хотя бы одного из них зерно добра и тяги к творчеству и просвещению?» Кажется, нашёл… По-крайней мере, мальчик, подошедший к нам со своей мамой, пообещал, что в следующую нашу встречу непременно покажет свои сочинения.
Посему выездную работу членов Союза композиторов Дагестана оцениваю положительно.
Может ли один талантливый человек завидовать другому (кому бы то ни было — будь то простому смертному или гению) «чёрной» завистью?
Моё твёрдое убеждение, что нет. Хотя все мы и наслышаны о предательствах, отравлениях и прочих подлостях человеческих.
Анализируя все эти негативные истории, я сделал для себя вывод: завидовать можно тому, чего у тебя нет. Поэтому считаю, что это удел слабых и в общем-то бездарных людей. А вот настоящий талант всегда оценит талантливое своего коллеги. Ведь кто-то даже сказал: «Чтобы понять талантливое надо самому быть чуточку талантливым!»
Один из таких примеров. Из жизни гениальных композиторов прошлого Ференца Листа и Эдварда Грига.
Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
— Вы мне его сыграете?
— Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.
— Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.
С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.
Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
— Великолепно! Непостижимо…
— Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, — добродушно улыбнулся Лист.
Такое иногда прочитаешь о композиторах, что диву даёшься! Особенно о том, кто и как (или чем) вдохновлялся!
Например, о Иоганнесе Брамсе. Говорят, что уже будучи взрослым и известным человеком, он по-прежнему любил расставлять по позициям любимых с детства оловянных солдатиков. Именно эти, рвущиеся в бой, солдатики и вдохновляли его на создание нового музыкального произведения.
И ещё. У маэстро, оказывается, была весьма странная привычка: «…его подзадоривали нелестные газетные статьи о его творчестве. Он регулярно прочитывал разгромные статьи в свой адрес и огорчался в том случае, если журналист все-таки «снимал шляпу» перед талантом и величием композитора».
(До первоисточника данной информации я так и не докопался!)
Мне подумалось: «Вот бы нам, нынешним композиторам такие нервы!»