Архив рубрики Академическая музыка

Страница 47 из 52

К 90-летию Наби Дагирова

Национальная определенность тем и образов, разнообразие жанров и форм, эпический строй эмоций, строгость, дисциплинированность чувства, цельность творческой натуры композитора, присущие ему вдумчивость и искренность художественных исканий определяют общий характер музыки Наби Дагирова и ее место в дагестанском искусстве наших дней.

М.Якубов

Продолжение здесь

Андрей Волконский — композитор, исполнитель

Об этом человеке пишут: фанатично преданный музыке человек, искренний, естественный, с высокой духовной планкой. Его называют философом, просветителем, последним Дон Кихотом.

Создатель знаменитого ансамбля старинной музыки «Мадригал», первооткрыватель добаховских европейских музыкальных шедевров в России. Продолжение здесь

Композитор София Губайдулина

С.Губайдулина Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки.

О С.Губайдулиной вспомнил не случайно. Две даты подтолкнули к этому. Продолжение здесь

Когда всё в норме

Как важно всё-таки, и в первую очередь для композитора, чтобы музыка (талантливая прежде всего) попала в хорошие руки и была бы исполнена на качественных инструментах. Приведённая ниже видеозапись, на мой взгляд, отвечает этим пожеланиям. Здесь, как говорится, всё в норме!

Замечательный, применительно к нашему времени, образец «Basso Оstinato» для фортепиано Родиона Щедрина, причём в прекрасном исполнении!

Да! Ещё хотелось бы отметить великолепный тембр самого рояля!

Взывая к Богу

Красота звучания, создающая благостное ощущение покоя; безмятежность, побуждающая думы о Всевышнем — всё это вы найдёте в маленьком музыкальном шедевре композитора Альфреда Шнитке:

Современные композиторы России

Профессиональный композитор (вынужден подчеркнуть), как известно, — главная фигура в музыкальной деятельности во все времена.

Лучшие представители этой профессии (наряду с поэтами, художниками) всегда являлись выразителем прогрессивных дум и чаяний своего поколения, общества в целом. Но иногда композиторские творческие идеи забегают настолько вперёд, что вызывают вполне объяснимое непонимание со стороны своих современников, в особенности со стороны обывателей. Следует признать, что творчество художников (в широком смысле этого слова) всё же элитарное искусство, хотя и принадлежит народу, как это говорится в известном высказывании.

Каждая эпоха выдвигает своих представителей, которые собой, своей деятельностью заполняют всё культурное пространство. И дело, разумеется, здесь не в их количестве. А потому я задался целью выяснить для себя, кто они, из здравствующих ныне, и насколько их деятельность аккумулирует всё и вся вокруг себя.

Составленный мною список выдающихся современных российских композиторов не претендует на право называться окончательным и единственно правильным. Поэтому предлагаю всем поучаствовать и поразмышлять на эту тему. Продолжение здесь

Душе облегчение

Каждый человек, как мне кажется, хранит в своём сердце память о чём-то родном, близком.

Мы, правда, не всегда задумываемся над этим. Чаще нас охватывает жизненный водоворот и мы в беспечности, по инерции устремляемся вниз по его течению. О смысле жизни вспоминаем лишь тогда, когда теряем что-то очень дорогое…

Давно хотел воздать должное своему отцу. Ведь он был не только хорошим человеком, но и весьма разносторонней личностью. Мой отец, Фаталиев Абуталиб Газиханович, помимо того, что был выдающимся учёным-филологом, великолепно рисовал, мастерил, сочинял мелодии.

Я решил взять одну из придуманных им мелодий за основу своей музыкальной композиции и исполнить. Исполнить так, как я это делал не раз для него и в той манере, в которой он сам любил играть на нашем домашнем рояле, — мягкой и душевной.

В его мелодии есть какая-та особая просветлённость. Она даёт надежду на лучшее!

Пусть же Всевышний даст и его душе облегчение, и она возрадуется!

И вновь о конкурсе

Конкурс им. П.И.Чайковского закончился, а страсти, похоже, всё не утихают.

Основное содержание этих разговоров сводится к констатации следующих выводов.

Первое. Чувство неудовлетворённости от результатов конкурса, что даже сподвигло некоторых аккредитованных журналистов принять участие в закрытом голосовании, устроенным главным музыкальным порталом ForumKlassica.Ru.

Второе. Удовлетворение, что связано с информационной подачей, пиаром и организацией мощного финального праздника. Мне лично доставило удовольствие (я об этом уже писал) слушать конкурсантов в режиме онлайн. Хотя, как выяснилось, многие недовольны были содержанием и качеством трансляции.

Не могу и на сей раз не сослаться на материал статьи, теперь уже другого автора — Екатерины Бирюковой, опубликованный на страницах портала OpenSpace.ru, в котором даётся на мой взгляд объективная оценка всему происходящему на конкурсе и вокруг него. Думаю, что это было бы полезно знать каждому, кто не только интересуется судьбой конкурса имени П.И.Чайковского, но и глубоко задумывается над перспективами развития отечественной исполнительской школы.

Продолжение здесь

Главная фишка конкурса Чайковского


14 Международный конкурс им. П.И.Чайковского подошёл к своему логическому завершению. Буквально в эти часы происходит процедура награждения лауреатов.

Не берусь судить в целом о конкурсе, так как не могу похвастаться доскональным знанием его. Слушал не всё, к сожалению. Поэтому лучше предоставить слово более компетентным в этом смысле людям.

Замечательную статью обо всех плюсах и минусах конкурсной жизни написал на мой взгляд Дмитрий Ренанский.

Со своей же стороны хочу выразить благодарность организаторам конкурса за полученную возможность слушать и смотреть в режиме онлайн выступления участников. Это действительно прорыв! Испытал незабываемые минуты наслаждения!

Международный конкурс им. П.И.Чайковского

То, что Большой зал Московской консерватории ускоренными темпами готовится к открытию 14-го Международного конкурса им. П.И.Чайковского, было известно всем.

Официальное открытие конкурса уже состоялось.

Для меня конкурс Чайковского связан прежде всего с именем его первого победителя — Вана Клиберна.

Помню до сих пор свои впечатления от его игры!

Причём я услышал знаменитый первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского в его исполнении на тех, ещё старых, пластинках, которые мы все заказывали наложенным платежом в советские времена! И кстати, ноты тоже. (А именно: партитуру концерта я заполучил таким же способом)

В те годы мы могли видеть Вана Клиберна в основном на фотографиях. «Живьём» увидеть — мечтать только приходилось. Потому что нам, тогда ещё совсем юным, начинающим музыкантам, хотелось поучиться на всём талантливом, увидеть его «при исполнении» — настолько казалось невероятной его техника!

Я помню только разговоры, которые передавались из уст в уста о природной одарённости американского музыканта, о его фантастическом пианистическом аппарате, сравнивая даже эти возможности, с возможностями музыкантов прошлых лет. И вот, когда мне посчастливилось его увидеть за игрой, первое, что меня поразило, это руки — огромные, как щупальца. В растяжке, каждая из них, способна брать сексту через октаву! Что это такое, поймут меня музыканты.

Такими руками, а точнее, лапами, можно творить настоящие чудеса!

Я искал его конкурсное исполнение в видео-изображении, но нашёл только лишь выступление 1962 года, то есть четыре года спустя, после его победы. Это всего лишь фрагмент, но, что называется, по свежим следам. Те же фигуранты, в том числе, и выдающийся дирижёр Кирилл Кондрашин.

Здесь вы найдёте небольшой эпизод, в котором оператор зафиксировал в ближнем плане руки Вана Клиберна.