Архив рубрики Академическая музыка

Страница 48 из 52

МолОт Союза композиторов

Услышав о том, что уже два года существует организация под названием Молодёжное отделение Союза композиторов России, я как-то сразу отнёсся к этой новости скептически. Мне казалось, что пространства «большого» Союза достаточно для проявления творческих и иных способностей всем: людям зрелого возраста и молодым.

Но недавно я прочитал интервью с председателем Молодёжного отделения СК РФ — Ярославом Судзиловским  и кое-что для меня прояснилось.

Я понял, что это реально работающая на творческого человека структура. И хорошо, что такое серьёзное внимание уделяется проблеме востребованности художника в современном обществе.

Вот одна из цитат:

«Вообще я поймал себя на мысли, что у нас складывается очень интересная ситуация: конфликт поколений, конечно, он всегда был, но сейчас он оброс неким идейно-системным моментом. В стране выросло поколение молодых, активных людей, которые могут реально изменить страну, дать ей шанс в будущем. Но мы практически не видим этих людей в административно-культурном пространстве. Им просто не дают возможности реализовать свои самые смелые мысли.

Мы слишком много времени тратим на никому не нужную системную войну, дабы пробить хоть что-нибудь. В итоге «молодой» композитор получает возможность занять какие-то более-менее важные позиции в музыкальном сообществе и что-то реально изменить, когда его силы подчас уже на исходе — к 50—60 годам, а то и позже. Активный возраст не используется совершенно в этой стране. Почему? Россия всегда славилась своим умением терять яркие, талантливые и профессиональные кадры». (Полный текст читайте здесь.)

Комментарии, как говорится, излишни!

 

Лакские песни Ш.Чалаева

Лакские песни — пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа.

… Ш.Чалаев является не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям.

Георгий Свиридов

Эти слова выдающегося композитора 20-го столетия о нашем земляке дорогого стоят и были они отнесены к появившимся в 1968 году «7 лакским песням» для голоса с камерным оркестром. Благодаря упомянутому сочинению имя композитора Ширвани Чалаева стало известным и почитаемым среди профессионалов и любителей музыки.

С тех пор народная музыка, лакская в особенности, стала основой его творчества, чем-то даже вроде талисмана! Он много и с упоением говорит о красоте, силе народной песни! Не боится экспериментировать, искать новые пути постижения тайны завещанного нам нашими предками искусства.

Так возникли обработки «100 лакских народных песен» для голоса с фортепиано. Ш.Чалаев смело использует современную технику письма, перевоплощая фортепиано в целый оркестр, создающий своим звучанием естественную атмосферу бытования, а не просто фон для песен.

Ещё смелее композитор действует в миниатюрах для виолончели с фортепиано под названием «4 лакские песни». Здесь изобретательно используются возможности виолончели как солирующего инструмента. Пьесы превращаются в целые народные сценки!

Послушайте, как они звучат в авторском исполнении. Запись уникальная! Скорее где-то из архивных фондов!

Партию виолончели исполняет Заслуженный артист России Лев Евграфов

Классика дагестанской музыки ХХ столетия


Год юбилейный для некоторых, как здравствующих, так и ушедших наших коллег. Об этом мною уже говорилось в предыдущих записях.

Предлагаю высказаться всем по поводу составленного мною топа из произведений дагестанских профессиональных композиторов (см. здесь).

Композиторы Дагестана детям

На фото: Заур Джанаев, Рамазан Фаталиев и Валерий ШауловВчера состоялась встреча руководства Союза композиторов Дагестана с учащимися и преподавателями Детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского г. Буйнакска.

Эта плановая встреча была приурочена к предстоящим юбилейным мероприятиям, связанным с прославленными именами дагестанской профессиональной музыки: Наби Дагировым, Сейфуллой Керимовым, Сергеем Агабабовым, Ширвани Чалаевым, Магомедом Гусейновым.

Композиторы Рамазан Фаталиев, Валерий Шаулов и Заур Джанаев рассказали о предстоящих планах Союза и далее в спокойной и непринуждённой обстановке повели беседу о собственном творчестве, которая сопровождалась авторским исполнением своих сочинений.

Продолжение здесь

Арт-проект «ТенорА ХХI века»

В таких случаях уместно говорить: «Лучше поздно, чем никогда!»

Коллектив будет в этом году отмечать своё пятилетие, а мы вот только-только узнаём о их существовании. На всём эфирном пространстве не нашлось достойного, как мне кажется, места для них. Великолепные русские тенора! Это не просто вокальный коллектив, а ансамбль солистов, да ещё каких! За каждым из них внушительный послужной список! (см. здесь)

Вот их имена: Александр Богданов, Михаил Урусов, Александр Захаров, Максим Пастер, Эдуард Семёнов, Александр Скварко. Руководитель проекта — Дмитрий Сибирцев.

Дайджест-музыка — хорошо это или плохо?

Вокруг современного композиторского творчества постоянно ведутся какие-то дискуссии.

Придумали даже специальные понятия.

Ну, например. Для композиторов, пишущих в традиционной манере, а точнее, для их «продукции» ввели термин «дайджест-музыка», что означает «культуру пересказа», то есть, говоря иными словами, «игра в классики» или просто — плагиат. А для тех, кто идёт своим путём, соответственно для их творчества — красивое словосочетание — «культура оригинала».

Всё это я вычитал на страничке www.openspace.ru/music_classic/ в статье Бориса Филановского «Не рой другому гумус». Она была написана в ответ на материал под названием «Дайджест-культура», который был опубликован на этом же сайте. Его автор — Дмитрий Курляндский.

Сказать честно, я не сторонник подобных словесных изощрений. Ибо очень легко подогнать под так называемую «культуру пересказа» и много хорошего.

Вот интересно, к какой «культуре» отнесут авторы этих статей творчество Дмитрия Шостаковича?

Виртуоз по имени Лисица

Давно я не слышал и не видел проявления подобного мастерства со стороны так сказать прекрасной половины человечества! Это я об американской пианистке украинского происхождения Валентине Лисице.

Кстати, впервые о ней я узнал из форумов, готовя предыдущий материал, посвящённый выдающемуся пианисту Дьёрдю Циффре.

Просмотрел несколько её видеороликов.

Ничего не скажешь, пианистка великолепная! Я даже проникся чувством гордости за отечественную фортепианную школу. Продолжение здесь

Демон по имени Дьёрдь Циффра

Открыл для себя феноменального пианиста по имени Дьёрдь Циффра (1921 — 1994). И случилось это буквально вчера, в гостях у своего друга, талантливого веб-дизайнера — Тимура Магомедова.
Перелистывая различные телевизионные каналы, мы случайно нарвались на его архивные записи. Оторваться не могли! Настолько было всё захватывающе! Нас потрясли его феерическая техника, сокрушительный напор и титанический темперамент.

Естественно, мы тут же кинулись к компьютеру и полезли в интернет, чтобы найти о нём исчерпывающую информацию и сами видеозаписи.

Продолжение здесь

Союз композиторов Дагестана — навстречу юбилеям

Для дагестанского отделения Союза композиторов России нынешний 2011 год обещает быть урожайным на юбилеи.

Он будет отмечен юбилеями трёх ушедших и трёх ныне здравствующих композиторов. Каждый из них являет собой отдельную страничку в истории дагестанской профессиональной музыкальной культуры. И потому считаю необходимым напомнить эти имена для тех, кто не равнодушен к музыкальной истории своей страны и для тех, кому это будет просто интересно знать.
Продолжение здесь

Яша Хейфец — к 110-летию со дня рождения

Не знаю как это происходит у других, но лично у меня процесс восприятия искусства (музыки, в частности,) связан с его визуальным представлением. То есть для полного ощущения и удовлетворения я должен знать, кто автор или исполнитель этого произведения, а ещё лучше — видеть его реальный образ, потому что лицо, внешний облик, как известно, о многом свидетельствует!

Моё первое знакомство с искусством величайшего скрипача прошлого столетия Яши Хейфеца состоялось в следующей последовательности: «потрясение — узнавание» (последнее, в смысле — поиск информации о самом исполнителе). С этого момента началась и моя «болезнь» по Хейфецу!

Продолжение здесь