Архив рубрики Академическая музыка

Страница 5 из 52

Ш. Р. Чалаев и его приезд на родину

Недавно в нашей республике, в Махачкале, состоялась серия концертов, посвящённых творчеству выдающегося отечественного, дагестанского композитора Ширвани Рамазановича Чалаева.

Интерес к этим мероприятиям был огромен, так как ожидался приезд самого композитора.

К слову сказать, его не было в республике шесть лет. Он отказывался приезжать на родину.

Эта была своего рода акция протеста против той несправедливости, которой был подвергнут Гимн Республики Дагестана, написанный Ш. Чалаевым.

Для многих, и для меня, в частности, казалось, что после всего пережитого, нет такой весомой причины, которая могла бы повлиять на возращение Ширвани Рамазановича в Дагестан. Кроме одной — вернуть «старый» Гимн на своё заслуженное место.

Тем не менее. Стало известно, что наш великий соотечественник все же будет присутствовать на концертах. Радость для поклонников творчества Ш. Чалаева — просто неописуемая! (И, кстати, не только для них, но и для руководства, в лице Министерства культуры РД, я полагаю.)

Министерство культуры РД взяло на себя обязательства по организации всех мероприятий, связанных с исполнением музыки Ш. Чалаева. Но вот, что обидно. Работники ведомства не смогли должным образом проконтролировать всю эту работу, включая организацию рекламы.

В качестве своего рода доказательства предлагаю посмотреть опубликованные ниже афиши, баннера.

Таких «ляпов» в отношении кого бы то ни было, тем более, в отношении Ш. Чалаева, допускать категорически нельзя.

На баннере отсутствует фамилия композитора. Вместо него фигурирует имя «Никола Пиросмани» (это название Кантаты Ш. Чалаева).

А на втором снимке два совершенно разных мероприятия неудачно (с точки зрения дизайна) соединены друг с другом. Кроме того, отсутствует дата и время начала второго из них.

Фортепианная музыка Ш. Чалаева

Фортепианная музыка Ширвани Чалаева весьма многогранна и разнообразна в жанровом отношении. Здесь представлены такие области, как миниатюра, крупная форма.

К одной из них и относится Концерт для фортепиано с оркестром (1994). Сочинение яркое, необычное. Хотя и по форме — традиционное. (Нетрудно заметить соответствие строения частей с классико-романтическими нормами)

По своему звучанию (особенно во второй части) он мне напомнил музыку Грига, его стиль, его умение «поэтизировать» различные стороны деревенской жизни.

И как же было здорово всё это услышать на лакской почве! Сожалеть можно было только об одном, что исполнен будет не весь концерт.

В рамках Форума современной музыки «Творческие пересечения» прозвучали 2 и 3 части концерта.

Мурад Магомедович Кажлаев — открытие экспозиции

В Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи состоялось открытие экспозиции, посвящённой видному деятелю дагестанской культуры, российскому композитору и дирижёру, народному артисту СССР, Герою труда России Мураду Магомедовичу Кажлаеву.

На открытии экспозиции — Министр культуры РД Зарема Бутаева и композитор, Народный артист СССР Мурад Кажлаев
Моё выступление
Вместе с Расулом Гамзатовым во время работы над балетом «Горянка» (фрагмент экспозиции)
Партитура балета «Горянка» и дирижёрская палочка Мурада Кажлаева
Ш. Чалаев — Фортепианный концерт (2, 3 части)

Ширвани Чалаев и его фортепианный концерт (2, 3 части).

Глядя на афишу, это, пожалуй, главная новость на завтрашний день.

Жаль только, что прозвучит он не целиком.

Поэзия Ф. Алиевой в музыке композиторов Дагестана

Приглашаем всех на Концерт, где прозвучат произведения дагестанских композиторов, написанные на стихи Фазу Алиевой.

Следующее четверостишие может послужить творческим кредо поэтессы:

Не в том моя вина, что заслужила,

И свой успех, но в том, что никогда

И никому рабыней не служила,

А век была рабынею труда.

Композиторские размышления

Из интервью Андрея Устинова (главный редактор газеты «Музыкальное обозрение») с выдающейся личностью, композитором Софией Губайдулиной.

София Губайдулина: «Мы стоим на краю пропасти»

Недагестанские воспоминания

Музей Музыки

Звучит как-то по особенному, приподнято!

А недагестанские воспоминания потому, что захотелось поговорить о вечном, нетленном.

В продолжение темы: «На Съезде Союза композиторов России».

Чего только в Музее не увидишь.

Например, скрипки Страдивари. (см. фото внизу)

Скрипки Страдивари

В паспортных данных к ним содержится перечень фамилий музыкантов, которым довелось играть на этих самых инструментах.

Один из них: легенда отечественной исполнительской школы, профессор Московской государственной консерватории Леонид Борисович Коган.

Мне в каком-то смысле повезло, что застал его живым. Леонид Борисович выступал перед нами — тогда еще студентами-первокурсниками Московской консерватории — с напутственной речью.

Я никогда не забуду его бархатный, низкий, но очень теплый тембр голоса. Он им буквально всех нас очаровал.

Леонид Борисович был простой и очень добрый человек. И это при его невероятной одаренности!

По-настоящему талантливые люди, по-видимому, такими и бывают.

В этом же 1982 году в ноябре-месяце его не стало…

В память о нем остались его непревзойденные музыкальные записи, на которых и сегодня продолжают учиться музыканты планеты.

Дагестанская музыка в исполнении студентов астраханской консерватории

Выпускницы творческой студии «Камерата» (Махачкала), Махачкалинского музыкального училища, а ныне студентки факультета «Музыковедение» Астраханской государственной консерватории Аливердиева Алана и Гусейнова Маисат, а также студентка факультета «Фортепиано» Габибуллаева Лиана стали участницами проекта «Студенты консерваторий России на сцене Дагестанской филармонии».

Данный проект — еще одна возможность его участникам продемонстрировать свой талант и свои профессиональные навыки, проявленные за время учебы в разных учебных заведениях.

Все три участницы в этом смысле не исключение. Каждая из них проявила себя с лучшей стороны, причём, каждая в своей области.

Вокальная композиция «Думы о любимом» на стихи лакской поэтессы Салимат Курбановой объединила этих замечательных девушек в единый ансамбль.

Произведение уже исполнялось ими в рамках этно-культурного форума, организованного астраханской государственной консерваторией и имело большой успех. (Смотрите здесь).

По поводу последнего показа, могу сказать: исполнение зрелое, содержательное, наполненное глубоким пониманием авторского замысла.

В подтверждение к сказанному приведу еще одну ссылочку к аннотации, написанной Аланой Аливердиевой в честь этого выступления.

Союз композиторов РФ в лицах

С коллегами по творческому цеху.

Председателем Совета Союза композиторов России избран народный артист России, профессор Московской консерватории, композитор Александр Владимирович Чайковский.

Еще один «плюсик» в пользу Московской консерватории.

С Председателем Совета Союза композиторов РФ Александром Чайковским (крайний справа)

Будем надеяться, что руководство Союза в лице Александра Владимировича обратит внимание на региональные объединения. Особенно хотелось бы, чтобы обратили внимание на кавказский регион, который слабо представлен в составе Секретариата Союза.

Ну, а многолетнюю дружбу между руководителями организаций еще никто не отменял.

С Председателем Астраханского отделения СК РФ Константином Гузенко

Так, например, мы много лет дружим с Константином Владимировичем Гузенко (Астрахань) и Еленой Владимировной Лебедевой (Кострома).

Спасибо за эту дружбу хочется сказать прежде всего нашему незабвенному Владиславу Игоревичу Казенину, которого, к сожалению, уже нет с нами.

С Председателем Костромского отделения СК РФ Еленой Лебедевой
Музей музыки

Экскурсия по Российскому национальному Музею музыки.

Экспонат под названием: «Музыкальные инструменты народов мира».

Увидеть его мы смогли благодаря участию в работе Съезда Союза композиторов России.