Юрий Темирканов — дирижёр и художественный руководитель Петербургской филармонии
Полностью согласен с Маэстро, с его мнением относительно необходимости справедливой цензуры. (Читайте здесь)
Поводом для этого послужила, ставшая скандальной, новосибирская постановка оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.
Из этого интервью я для себя сделал несколько выдержек:
— На самом деле функция режиссера — помочь артисту понять, что хотел сказать автор. Донести намерения автора как можно лучше — вот вся задача режиссера. Если в современном театре режиссер думает, что Чайковский писал музыкальное сопровождение к его фантазиям, он глубоко ошибается.
Такой режиссер превращает оперу в киномузыку — вот в кино музыка действительно служит сопровождением к изображению. А в опере из всех составляющих спектакля музыка — самый главный компонент. Я должен видеть то, что я слышу, — все движения души композитора, его печаль и радость. А что по этому поводу думает какой бы то ни было режиссер, меня вообще не интересует;
— Панибратское обращение с великой музыкой, великой литературой происходит от недостатка культуры. Это не сегодня случилось — так всегда было: всегда настоящее искусство, в отличие от подделок, требовало от слушателя, зрителя знания и интереса;
— Не министр и не директор должны решать, что показывать на сцене Новосибирской оперы, а какая–то коллегия очень знающих и понимающих людей. И пусть их решение будет в каком–то смысле цензурой;
— Отношение общества к тем, кто занимается служением высокому, духовному, тоже должно быть возвышенным;
— … в нашей профессии есть вещи труднообъяснимые, хоть и очевидные. Скажем, если из разных стран собрать первоклассных, самых лучших музыкантов, посадить вместе — каждый из них будет играть хорошо, но оркестра не получится. Чувство оркестра возникает из истории, из традиций.
Пушкин писал: “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости”.