ГАЗЕТА «ДАГЕСТАНСКАЯ ПРАВДА»
Композитор, пианист, педагог…
В славной плеяде людей, трудом и профессионализмом прославляющих родную дагестанскую землю можно отметить Рамазана Фаталиева. Талантливый композитор, пианист, дирижёр, замечательный педагог и музыкально-общественный деятель — это всё про него.
Его творческий путь начинался с учёбы в Махачкалинском музыкальном училище им. Г. Гасанова под руководством Народного артиста Дагестана, России Ш.Чалаева. По окончании училища, в 1982 г. Р.А.Фаталиев поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу композиции проф., Народного артиста РСФСР, А. Лемана. Обучение в прославленном вузе способствовало формированию профессионализма молодого композитора, расширению его кругозора и творческого диапазона. А дальше началась долгая и кропотливая работа, которая снискала уважение в республике. Недаром в 1999 году Р.А.Фаталиев удостаивается почётного звания Заслуженный деятель искусств РД, а в 2000 году избирается на должность Председателя Союза композиторов республики. Нынешний год для Рамазана Абуталибовича юбилейный. Композитору исполняется 50 лет. Данному событию мы и решили посвятить нашу беседу.
— Поздравляем Вас со знаменательной датой. Для начала расскажите нашему читателю, почему вы решили стать музыкантом?
— В детстве я ходил в музыкальную школу. Уже тогда мечтал о продолжении творческого пути именно в этом направлении. По мере взросления появилось желание не просто играть на инструментах, а создавать что-то новое, уникальное. Поэтому, когда подошло время выбирать профессию — я решил стать именно композитором.
— Что написали и планируете ещё создать?
— Сегодня моя мечта — завершить начатую ранее работу над историческим балетом «Хан Муртазаали». К его завершению я подошёл вплотную. Из созданных ранее для меня наиболее значительны симфоническая поэма «Посвящение» и цикл романсов на стихи Фазу Алиевой.
— Как сегодня, возглавляемый вами Союз включается в культурную жизнь республики?
— Мы стараемся принимать участие во многих мероприятиях республиканского масштаба. В частности этот год объявлен годом выдающегося нашего земляка и талантливого поэта Расула Гамзатова. По этому случаю в Национальной библиотеке проходила фотовыставка посвященная юбилею поэта. Члены нашего союза активно занимались музыкальным оформлением этого мероприятия. Союз так же участвовал в культурных мероприятиях в Москве и С.- Петербурге, приуроченных к 200-летию присоединения Дагестана к России и к 90-летию поэта Расула Гамзатова.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой поездке?
— В Санкт-Петербурге, например, состоялся концерт с участием дагестанских артистов, детских творческих коллективов г. Махачкалы. К этому мероприятию мы подготовили насыщенную программу из четырёх песен для нашей ученицы Азизы Ахмедовой (ДШИ № 8). Она достойно выступила. Состоялась и своего рода премьера моей песни «Думы о любимом» на стихи лакской поэтессы Салимат Курбановой. Кульминационным моментом поездки стало участие в праздновании 90-летия со дня рождения Р.Гамзатова в Кремлёвском дворце в Москве. Мы с Иманшапи Магомедовым исполнили народную песню под рояль (т.е. — преподнесли народную музыку в синтетическом жанре). Это было оригинально и имело успех у публики.
— Вы так же проводите занятия в музыкальной школе. Что может сказать о своих учениках?
— Я работаю в детской школе искусств № 8 в творческом тандеме со своей супругой Викторией Фаталиевой — завучем этой школы. Для нас огромное удовольствие работать с детишками. Они по-настоящему открыты искусству. Вы знаете, у нас столько талантливых ребятишек! Если я смогу способствовать их творческому взрослению, сумею привить им любовь к музыке то буду счастлив.
— Преподаёте Вы и в музыкальном училище им. Г. Гасанова. Что расскажете об этой работе?
— Я веду музыкально-теоретические дисциплины. Разные есть студенты. Кто-то действительно желает избрать музыку делом всей жизни, а кто-то просто пытается что-то делать, возможно, ещё не поняв, нужно ли им это. Но работаю со всеми одинаково. Таланты с радостью поддержу. Главное чтобы было желание.
— Какие можете дать прогнозы, касательно музыкального образования в Дагестане?
— К сожалению, у нас большие проблемы с музыкальным образованием. Количество поступающих в музыкальное училище уменьшается. Уровень подготовки абитуриентов часто так же оставляет желать лучшего. Но из-за недобора мы вынуждены принимать всех. Сегодня происходит отток молодёжи в другие сферы. А профессия музыканта стала невостребованной по большей части, из-за её малооплачиваемости. Мало поступают к нам и из-за отсутствия у училища общежития. А те горстки студентов, обучающиеся у нас, после окончания, поступают в консерватории за пределами республики, и в большинстве случаев уже не возвращаются.
— А какое музыкальное направление в республике на ваш взгляд сегодня наименее представлено?
— Народное. Отделение национальных инструментов, и музыкальном училище, и в музыкальных школах давно уже в стадии отмирания. Кое-где ещё пытаются это сохранить, но сказать, что по всем уровням младшего, среднего, старшего звена как было раньше, не получается. Сегодня в республике предпочтение отдаётся классическим произведениям, нежели образцам народного музыкального творчества, тогда как, например, в странах Прибалтики, Армении, Азербайджане, Грузии всё наоборот: развитие национального музыкального искусства и классики идёт параллельно. Благодаря этому их музыка сегодня на высоком уровне и востребована в мире. Наша республика со своими богатыми музыкальными традициями разных народов могла бы при правильном подходе так же колоритно развивать свою национальную музыкальную культуру.
— А что на Ваш взгляд предполагает этот правильный подход?
— Прежде всего, необходимы кадровые перестановки в ведомствах, отвечающих за культурную жизнь в Дагестане. Необходимы личности-профессионалы, действительно заинтересованные в улучшении ситуации, которые бы не дистанцировались от существующих проблем, а стремились их решать. Кстати, подобного же мнения придерживается и наш президент Р. Абдулатипов. Другая проблема, это то, что мало осталось талантливых композиторов творящих в этом направлении и имеющих соответствующее образование. Не радует и то, что мало истинных патриотов своего дела, влюблённых в профессию, любящих свою культуру и стремящихся показать её богатство другим, таких, какими некогда были Готфрид Гасанов, Ширвани Чалаев, Камиль-Паша Алескеров и другие. Кроме того, развитие дагестанского музыкального искусства сегодня невозможно без должного изучения фольклора. Сейчас этого нет. Более того, даже та исследовательская работа, которая проводилась в советский период, забыта. Для подтверждения своих слов, приведу пример. Некогда в дагестанском филиале академии наук был собран значительный фонд музыкального материала, который в разные годы собирался в экспедициях по Дагестану. А три года назад я узнал, что этот богатейший фонд куда-то исчез. Другой пример. После развала СССР дагестанский оркестр, хор, которые финансировались за счёт телевидения, расформировали, а некогда собранный в радиокомитете обширный музыкальный фонд оказался никому не нужным. Сегодня больше переключились на шоу-бизнес. Хотя и музыкальное оформление эстрадной музыки тоже не изобилует особыми изысками. Здесь так же нет ярких проявлений самобытности. Вот и получается, что променяли шило на мыло.
— А почему так происходит?
Духовность в республике отошла с лидирующих позиций. Люди искусства сейчас просто живут в неподходящее для творчества время. Финансирование ведётся по остаточному принципу, а проблемы, которые назревали годами, не поднимаются. Поэтому сегодня для развития нашей культуры необходимо, прежде всего, установить паритет между духовным и материальным. Президент Рамазан Абдулатипов стремится двигаться в этом направлении, надеюсь, эти начинания будут иметь доброе продолжение.
Беседовала Мадина АХМЕДОВА