Дар, преподнесённый свыше (слово о моём Учителе)

Лакские песни — пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа.

… Ш.Чалаев является не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям.

Георгий Свиридов

Храню с особым благоговением сборник лакских народных песен, подаренный мне Ширвани Рамазановичем Чалаевым в бытность мою учащимся Махачкалинского музыкального училища.

В автографе от автора написано: «Рамазану Фаталиеву, чтобы лучше знал свой народ с пожеланиями успехов в сочинении и занятиях».

Мои первые занятия по композиции в классе Ш.Р.Чалаева начались с изучения народного музыкального искусства. Вспомнил об этом не случайно. Самые яркие и незабываемые впечатления связаны с рассказом и демонстрацией моим учителем великолепных образцов народного музыкального творчества и с моим собственным постижением их. Ощущения от первоначального с ними знакомства равносильно ощущению свежести от сделанного глотка кристально чистой родниковой горской воды. Попробовав раз, никогда не позабудешь его вкуса на всю оставшуюся жизнь. Эти первые занятия с Ширвани Рамазановичем дали мне и чёткое понимание собственного предназначения: кто я? Зачем сюда пришёл?

Общеизвестно, Чалаев Ш.Р. — выдающийся композитор современности. Эта уникальная личность. Человек, наделённый разнообразным талантом: художник, поэт во всём, блестящий оратор, знаток и страстный поклонник народного искусства, литературы. Трудно найти такую область в искусстве, в которой он не был бы осведомлён. У него обширнейшие познания, что и, собственно, соответствует понятию «композитор» в широком смысле его значения. Мой педагог по Московской консерватории профессор Альберт Семёнович Леман любил повторять: «Композитор – это просвещённейший человек своего времени!»

Но самое главное – это его личностные и человеческие качества. К Ш.Р.Чалаеву не применим термин «мэтр», хотя он его заслуживает более чем кто-либо. Ибо по складу своего характера он лишён заносчивости, чрезмерной самовлюблённости, что нередко встречается среди больших музыкантов и так называемых «метров». Он сам «из народа» и своими корнями глубоко упирается в его историю и культуру. Более влюблённого человека в свой народ и во всё, что с ним связано, я не встречал! Он с гордостью пишет и говорит о своей глубокой духовной связи с его историей. В этом, наверное, и состоит секрет его творческого долголетия. «Мой учитель (Готфрид Алиевич Гасанов – прим. автора) говорил: берегите вашу дикость, в ней ваше будущее». (Из разговора с Ш. Чалаевым). Под «дикостью», конечно же, понималось национальная самобытность композитора.

Кстати, вот ещё характерный штрих к портрету композитора. Чувство благодарности, в частности, к своему учителю Готфриду Алиевичу Гасанову он пронёс через всю свою жизнь. Не скрою, подобное же чувство, но только в отношении к нему самому я испытываю и сам.

Говоря о Чалаеве Ш.Р. я бы отметил его в следующих ипостасях: композитор, фольклорист, педагог и общественный деятель. О каждой из них можно написать отдельно книгу, столь велик его вклад. Но попробуем вкратце охарактеризовать каждую из них.

Композитор

В этом качестве его имя открылось всему миру благодаря циклу «Семь лакских песен» для голоса с оркестром (1968). Он в буквальном смысле взорвал музыкальный мир необычными, самобытными, интонациями, дерзкой, аскетичной гармонией, изысканной оркестровкой и своим мощным, уникальным по тембру голосом. Сочинение получило высокую оценку со стороны специалистов. Ими восторгался классик отечественной музыки Георгий Свиридов. «Миниатюрами-шедеврами» называл их Тихон Хренников. «Ширвани Чалаев открыл нам свой взгляд на лакскую песню, своё ощущение и понимание этого голоса народной души. Взгляд этот не со стороны — изнутри» — писал известный дагестанский музыковед Манашир Якубов.

По своей исторической роли и значимости их, несмотря на малую форму, можно было бы сравнить с балетами И.Ф.Стравинского, потрясшими мир своей первозданностью и открывшим новое видение на русскую музыку. Своими «Лакскими песнями» Ш.Р.Чалаев поднял дагестанскую профессиональную музыку на небывалую доселе высоту. Эта музыка стала достоянием всего мира. Ему рукоплескала Германия, Франция, Англия, Италия, Испания и многие другие страны.

Не случайно именно «Лакским песням» суждено стало явиться своеобразной визитной карточкой Ш. Чалаева. С момента их появления имя композитора вписалось золотыми буквами в историю дагестанской и отечественной профессиональной музыки.

Фольклорист

Сфера очень близкая для Ш. Чалаева. По сути основная, хотя и подготовительная. Без этого этапа вряд ли бы возникли многие его сочинения. Следуя завету своего Учителя, Ш.Р.Чалаев исходил весь Дагестан, долгие годы кропотливо собирал по крупицам жемчужины народного музыкального творчества. Им собрано и обработано по 100 песен пяти основных народностей Дагестана! Почти все сборники, к счастью любителей подлинного народного искусства, уже изданы. А это значит, что им обеспечена долгая жизнь! Не это ли настоящий подвиг?!

«Песни эти прекрасны, песни эти первозданны, величавы, неповторимы и бесконечно человечны.
… Если бы я тогда знал, какая горькая участь ждёт истинно народных песен всего Дагестана, я бы, наверное, записывал их годами и берёг бы как бесценное сокровище». (Ш.Чалаев).

Педагог

Мне в этом смысле повезло. Мне посчастливилось быть его учеником. Более того, пожалуй, я являюсь единственным в этом качестве, так как Ширвани Рамазанович нигде, кроме как недолгого периода сотрудничества с Махачкалинским музыкальным училище, не работал. Поэтому я могу сравнить. Всегда говорил и повторю: за все годы моей учёбы (в том числе, и в Московской консерватории) я не встречал более талантливого преподавателя по композиции, чем Чалаев Ш.Р. Всё, чему я обучен в этой области, я обязан Ширвани Рамазановичу. Я всегда сожалел о том, что Ширвани Рамазанович в силу своей загруженности творчеством, не преподаёт. А ведь, сколько бы бесценных знаний могли бы получить будущие композиторы?!

Общественный деятель

Бескорыстность, желание помочь в чём-либо, активная гражданская позиция – вот та основа, на которой зиждется его общественная деятельность. Ради благородной идеи Чалаев Ш.Р. может отдать всего самого себя без остатка! Работает, как и в творчестве, самозабвенно. Это — работа в качестве участника различных государственных комиссий, международных конференций. Он является создателем и организатором фольклорного фестиваля «Щунудаг». Ширвани Рамазанович желанный гость различных мероприятий. Я бы отметил и его большое участие в судьбах многих музыкантов, связанных с учёбой, трудоустройством.

Ширвани Рамзанович чуток ко всему окружающему. Своими чистыми помыслами и делами он завоевал заслуженный авторитет и уважение среди своих коллег и почитателей музыки.

В эти дни, когда вся общественность республики отмечает юбилей нашего прославленного земляка, мне хочется от всей души поздравить своего дорогого Учителя и пожелать ему здоровья и творческого долголетия, ибо это то, что даровано Всевышним ему для одной лишь цели – радовать людей своим искусством!