Архив рубрики Академическая музыка

Новость, от которой волосы дыбом

Полтора года назад в СМИ сообщили о пожаре, случившемся в доме дочери Юрия Башмета – Народного артиста СССР, известного альтиста, дирижёра и педагога.

Ксения Башмет должна была исполнить концерт (для фортепиано) основоположника дагестанской профессиональной музыки Готфрида Гасанова.

Ноты сгорели.

Удивительно, что нигде, после случившейся трагедии, ни в одном СМИ не было сказано о каком именно концерте шла речь.

Официально было лишь заявлено:

«Огонь уничтожил редкие ноты концерта лезгинского композитора Готфрида Гасанова, который Ксения должна была исполнять в Сочи» (из пояснений директора Русского концертного агентства).

Ну, прям, интрига какая-то!

Союз композиторов Дагестана о проблемах образования

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки состоялся круглый стол на тему: «Молодёжь в развитии хорового исполнительского искусства».

Мероприятие проводилось в рамках Межрегионального хорового фестиваля под названием: «Наша память — наша слава». Организаторы — Министерство культуры РД, Республиканский дом народного творчества.

Выступление Председателя Правления Союза композиторов Дагестана Рамазана Фаталиева. Круглый стол. Тема: "О проблемах музыкального образования в республике".

К сожалению, заявленная тема круглого стола не получила должного развития в выступлениях докладчиков. Вроде хотели о проблемах хорового исполнительства среди молодёжи поговорить, а получилась очередная «фольклорная тусовка».

Моя эмоциональная речь по данному вопросу, надеюсь, была всеми присутствующими услышана.

Пишем одно, а говорим про другое!

К вопросу о дагестанской музыке

Новость, которой хочется поделиться.

Студентка астраханской государственной консерватории Мокан Мария Маиловна получила 1 место за научную работу, посвящённую творчеству дагестанского композитора.

Тема научной работы: «Некоторые черты хорового письма Р. Фаталиева (на примере цикла «Три хора на стихи И. Бунина»)».

Приятно, когда к твоей скромной персоне со стороны молодёжи есть внимание.

Я желаю Марии не терять интереса к дагестанской профессиональной музыке. Двигаться дальше в этом направлении!

К вопросу о дагестанской музыке. Композитор Рамазан Фаталиев. Научная работа студентки АГК Мокан М. М. о хоровом творчестве дагестанского композитора Рамазана Фаталиева получила 1 место.
Готфрид Гасанов — вечер памяти

«Музыкальное приношение — к 120-летию со дня рождения Готфрида Гасанова» . Вечер камерной музыки.

Онлайн-концерт состоится 30 июля в 15 ч. 00 мин. на платформах Instagram и YouTube Союза композиторов РД.

В программе концерта: видео-записи, лекции с исполнением произведений и новые материалы о жизни композитора.

Подключайтесь к прямому эфиру! Мы ждём вас!

Готфрид Гасанов. Анонс-афиша о предстоящем ОНЛАЙН-КОНЦЕРТЕ - "Музыкальное приношение - к 120-летию со дня рождения композитора". Вечер камерной музыки.
Композитору Алексею Рыбникову — 75 лет!

Композитору Алексею Рыбникову 17 июля исполнилось 75 лет.

Дагестанское отделение Союза композиторов России поздравляет Народного артиста России, лауреата Государственной премии Российской Федерации, Председателя Совета Союза композиторов России Алексея Львовича Рыбникова с 75-летием!

Его музыку к фильмам и спектаклям знают и любят люди разных поколений. (Вспомним всенародно известные фильмы такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен».)

Он автор первых российских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», ставшими знаковыми сочинениями в истории российской музыкальной культуры. «Юнона и Авось» настолько полюбилась слушателям, что она и до сегодняшнего времени остаётся репертуарным произведением во многих российских театрах.

В его творческом багаже достойное место занимают и крупные симфонические, инструментальные сочинения: 6 симфоний, концерты, сонаты для различных составов и др.

В музыке А. Рыбникова удивительным образом сочетаются традиция и новаторство.

Как и в молодые годы, композитор активно продолжает экспериментировать, создавать новые образцы известных уже жанров. Примером тому может служить законченная недавно опера «Война и мир» (по одноимённому роману Л. Н. Толстого).

Также он пробует себя и в других ипостасях (например, в качестве режиссёра).

Мы желаем юбиляру крепкого здоровья (мы бы даже подчеркнули — кавказского!) для осуществления всех задуманных новых творческих планов!

В качестве дополнения к сказанному, предлагаем посмотреть видео с участием А. Л. Рыбникова на тему «Композитор в России: вчера, сегодня, завтра», записанное в музее имени С. Прокофьева.

К 120-летию Готфрида Гасанова

В г. Дербенте состоялось выездное заседание оргкомитета по проведению Международной теоретической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения классика дагестанской профессиональной музыки Готфрида Алиевича Гасанова.

Организатор — Дагестанское отделение Союза композиторов России.

Как уже сообщалось раннее, проведение конференции (в связи с пандемией) было перенесено на 6 октября 2020 г. Место проведения — г. Санкт-Петербург. (См. здесь.)

В заседании, которое проходило неформально, с учетом эпидемиологической обстановки в городе, приняли участие:

  • инициатор конференции и член оргкомитета, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, методист СПб ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга», методический руководитель отдела электронно-музыкальных инструментов СПб ГБУ ДО «ДШИ» Красносельского района, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов — Андрей Михайлович Коваленко.
  • Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Государственной премии РД, Председатель Дагестанского отделения Союза композиторов России — Рамазан Абуталибович Фаталиев.
  • Преподаватель ДМШ №2 (г. Реутов, Московская область) — Татьяна Михайловна Королёва.
  • Студентка 2 курса теоретического факультета Астраханской государственной консерватории — Алана Руслановна Аливердиева.
  • Учащаяся фортепианного отделения ДШИ №2 г. Махачкалы (класс преподавателя С. Г. Папаян) — Амина Рамазановна Фаталиева.
«PianoФорум»

«PianoФорум» — очень интересный (если кто не знает) журнал, впервые в истории российской музыкальной культуры исследующий фортепианный мир во всех его аспектах: композиторское творчество, исполнительская и педагогическая деятельности и т. д.

Появление такого издания не случайно. Ведь, как правильно было сказано во вступительной статье журнала: «Россия — великая фортепианная держава. Русское фортепианное творчество, представленное, прежде всего, такими гигантами, как Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Шостакович; русские пианисты, ставшие неотъемлемой и ценнейшей частью мировой культуры; успехи в профессиональном образовании — все это будто призывало создать специализированное издание, посвященное исключительно проблемам пианизма, причем широчайшему их кругу – начиная от строительства инструментов и заканчивая вопросами детского фортепианного обучения».

Новости Московской консерватории

В Московской государственной консерватории объявлен II Международный конкурс композиторов Новые классики / The II International Competition New Classics (сайт конкурса — https://newclassicscompetition.art/)

Конкурс направлен на поддержку творчества молодых композиторов (в возрасте от 14 до 35 лет) и проводится по двум номинациям:

1. Современная академическая музыка, т. е. музыка, элементы эстетики которой являются инновационными. В произведениях данной номинации предполагается использование расширенных инструментальных техник.

2. Современная популярная музыка (Popular modern classics), т. е. музыка, предполагающая самый широкий стилистический спектр музыкальных средств и рассчитанная на восприятие массовой аудиторией. Сочинения в этой номинации могут относиться к любым стилям (неоклассика, необарокко и т. д.) и жанрам (включая смешанные). Критерии отбора  яркость музыкального материала и мастерство выполнения.

Принимаются инструментальные произведения любого состава в пределах заявленного инструментария (от 3 до 30 исполнителей).

Конкурс состоит из отборочного и двух основных туров. Все конкурсные испытания пройдут дистанционно и анонимно.

Общий премиальный фонд конкурса составляет 1 000 000 рублей, также предусмотрены специальные призы.

Источник: http://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=166692

Игорь Фёдорович Стравинский

17 июня день рождения одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века — Игоря Фёдоровича Стравинского (1882 — 1971).

«Обладатель 1001 стиля», как его называли, за удивительно органичное стилевое многообразие.

Новатор, революционер в музыке, композитор, чьё творчество опередило свою эпоху на многие годы вперёд.

И сегодня, спустя столетие, мы продолжаем восторгаться его творчеством, учится у него.

Несколько цитат и афоризмов великого маэстро:

Я изобретаю музыку.

Настоящий композитор думает о своей работе все время; он не всегда отдает себе отчет в этом, но понимает это позже, когда внезапно узнает, что ему делать дальше.

Как аппетит приходит во время еды, так и работа приносит с собой вдохновение, если даже оно не было заметно в её начале.

Чем больше ограничиваешь себя, тем больше себя раскрепощаешь. Деспотизм ограничения только помогает достичь точности исполнения.

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.

Онлайн-Концерт дагестанской музыки

Дорогие друзья! Наши единомышленники!

Приглашаем вас на встречу в прямом эфире. Это будет «Вечер памяти», посвящённый творчеству дагестанских композиторов: А. А. Агабабову, Е. С. Островскому, М. К. Касумову и А. В. Кахраманову.

Поговорим, послушаем их чудесную музыку. Присоединяйтесь, будет интересно!