Композитор из Таганрога запатентовала способ нотного письма для слабовидящих и незрячих
Бытует мнение, что слабовидящие и незрячие — это прирожденные музыканты.
Но знает ли кто-нибудь, какие трудности им приходится преодолевать на пути к музыке?
Проще, если незрячий выбирает карьеру певца или джазмена. Но если хочешь играть на рояле или сочинять музыку, без нот не обойтись.
— Я все разучиваю на слух, — рассказывает незрячая белорусская певица Патриция Курганова.
— Но есть же ноты для слепых?
— Да, есть система Брайля. Если ее освоить, можно разбирать по нотам произведения любой сложности.
Впрочем, в разговоре быстро выясняется, что для этого необходима помощь специалиста, а их готовят только в Курске, в специализированном колледже. Там же можно заказать брайлевские ноты. Их распечатают на специальном принтере и пришлют.
Кое-какие ноты есть в общедоступных нотных библиотеках. Или же можно скачать файл и просматривать на брайлевском тактильном дисплее. Но где достать такой дисплей? Да и он далеко не всем по карману.
И все же главная трудность в том, что система Брайля совершенно не похожа на привычные нам «пять линеек» и несовместима с существующими методиками обучения. Возможно, потому Патриция и отказалась от карьеры пианистки, о которой когда-то мечтала. Ее просто не взяли бы в консерваторию.
Преподаватель Таганрогского музыкального колледжа, композитор Светлана Владимировна Надлер никогда не думала, что столкнется с этой проблемой.
«Я преподаю сольфеджио и гармонию уже пятнадцать лет, через мои руки прошли десятки, если не сотни, студентов, но Олег — это особый случай. Его зрение сохранено на 3—5%. То есть он способен лишь отличать свет от тьмы.
Наблюдая за ним, я поняла, что незрячим и слабовидящим музыкантам необходима система записи нот, аналогичная нашей. И я придумала такую систему.
В ее основе магнитная доска с линейками и комплект тактильных музыкальных знаков, которые студент на ощупь достает из ящика и крепит к магнитной доске»,
— рассказывает Светлана Владимировна.
Тут есть короткие и длинные брусочки, обозначающие короткие и длинные ноты, есть ключи и другие музыкальные знаки.
«На сегодняшний день мой отец инженер-механик Владимир Надлер уже изготовил несколько таких комплектов, и они используются на уроках для выполнения самых разных учебных зданий»,
— рассказывает Светлана Владимировна.
27 июля 2018 года изобретение было запатентовано. Сейчас Светлана Владимировна размышляет о том, как организовать печать нот и обучение незрячих малышей.
«Я надеюсь, что это даст возможность детишкам с проблемными глазами существенно увеличить скорость и автономность в общении с нотным текстом»,
— говорит она.
Но главное — эта система позволит зрячим и незрячим совместно заниматься музыкой. А значит, в нашем мире добавится взаимопонимания и любви.
Юлия Андреева, Беларусь сегодня
Источник: http://www.classicalmusicnews.ru/news/braille-scores/#