Рамазан Фаталиев: «Наше искусство убивается!»

ГАЗЕТА «НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

Этот разговор с председателем Союза композиторов Дагестана Рамазаном Фаталиевым стал чем-то вроде продолжения разговора, начатого ещё в прошлом номере, во время которого выяснилось, что тема куда глубже, чем кажется, и от того требует большего внимания.

l Рамазан Абуталибович, неужели прогнозы, касательно музыкального образования в Дагестане, самые что ни есть черные?

— Если уж заговорили о прогнозах, то мне кажется, что в недалеком будущем мы потеряем все, в том числе наше музыкальное училище, хотя долгие годы оно было очагом культуры, и первые шаги многих профессионалов начинались с этого заведения. Сегодня, и все это прекрасно понимают, данное учебное заведение далеко не то училище, которое мы знали. У нас много лет подряд отсутствует какой-либо конкурс, и мы берем всех без исключения. Существуют определенные инструктивные положения по набору, и для того, чтобы как-то оправдать свое существование, мы набираем это самое положенное число учеников. К тому же училище состоит из педагогов, которых нужно нагружать.

l Сразу же после нашего с вами телефонного разговора я связалась с Ириной Нахтигаль, и ее взгляд на будущее более оптимистичен. Она говорила о том, что молодые специалисты иногда возвращаются и что в никуда ничто не исчезнет…

— Да, ради красного словца можно сказать и так, закон сохранения энергии еще никто не опроверг, но… Молодые специалисты иногда возвращаются, но остаются ли они здесь? Не всегда. Вот, моя бывшая ученица сейчас живет в Америке, где стажируется ее супруг, и на мой вопрос, планируют ли они вернуться в Дагестан, она ответила категоричным «нет». При каждом удобном случае они и другие талантливые молодые специалисты будут искать себе применение в таких городах и странах, где отношение к культуре и искусству будет достойное и где их знания окажутся востребованными. И что бы ни говорили, композитор или музыкант, работающий за пределами своей исторической родины, — это другой человек и другая, так сказать, история. И, по большому счету, он представляет культуру той страны, в которой живет. Мы любим, уже после того, как кто-нибудь получит признание за границей гордиться им, присваивать чужие заслуги себе и говорить высокопарные слова о том, какое историческое значение имеет та или иная личность для республики. Нужно самим создавать для них условия, самим их открывать и пестовать. Вот тогда изменится существенно и культурная жизнь у нас в республике.

Что касается филармонии, то я ведь знаю, что у них страшный дефицит кадров, их не хватает катастрофически, а уровень подготовки тех, кого выпускает музыкальное училище, очень низок. Где тут можно разглядеть радужные перспективы?

l То есть лет через двадцать нас ожидает следующее: нынешние ученики, уровень подготовки которых, по вашим словам, оставляет желать лучшего, придут преподавать в училище. И что тогда?

— В этом случае существование училища еще как-то протянется, но меня мучает вопрос «а придут ли?» Я лично в этом сомневаюсь. Они возвращаются очень редко, и то только в тех случаях, когда того требуют те или иные семейные обстоятельства.

l Плохая подготовка, нежелание работать в столь низко оплачиваемой сфере — это единственные проблемы на сегодняшний день?

— К сожалению, нет. Наша основная проблема — это отсутствие внятной политики в отношении подготовки национальных кадров, ведь изначально это и было целью Готфрида Алиевича при создании махачкалинского музыкального училища, для чего к нам приглашались лучшие мастера из Москвы и Ленинграда, которые обучали горских ребят. Как вы думаете, появился бы Ширвани Чалаев или Казбек Шамасов, если бы в свое время их не обнаружили и не дали им музыкального образования? Кто сейчас, начиная с училища и заканчивая филармонией, занимается этим вопросом?

Они обижаются на нас, когда мы говорим им о том, что не уделяется должного внимания дагестанским авторам, утверждают, что это не так. Да, согласен, доля участия дагестанской профессиональной музыки в их концертах есть, но она очень мала, и я уверен, что если бы не некоторые конъюнктурные соображения с их стороны, не юбилеи или же указания сверху, то и та малая доля сошла бы на «нет». Не спорю, классика — это классика, но нельзя забывать и о своих корнях. Возьмите, к примеру, Прибалтику, или те же кавказские государства — Грузию, Армению, Азербайджан. Они почитают классику, но в то же время, не забывают о своей национальной музыке, которая держится на высоком профессиональном уровне.

Когда же начинаешь говорить на эту тему, некоторые в моих словах пытаются отыскать какой-то негатив. Но это не так. Просто мне обидно за наше дагестанское национальное и профессиональное искусство, которое у нас фактически убивается! А вместо этого предлагается какой-то суррогат. Вы представьте только: в музыкальном училище не сохранилось даже национального отделения, как было это раньше, такое же плачевное состояние и в других учебных заведениях: Колледже культуры, музыкальном факультете Дагпедуниверситета.

l Мне кажется, это не вина училища, и, тем более, не вина филармонии. Начинать нужно с музыкальных школ, объяснять детям, что существует не только замечательная классическая или джазовая, но еще и национальная музыка.

— Если в таком состоянии сегодня находятся средние специальные и высшие учебные заведения, то представьте себе, что творится в школах? Они перешли на уровень самодеятельных кружков, в то время как мы превратились в музыкальную школу, потому что дети приходят к нам абсолютно неподготовленными, и мы вынуждены начинать все с азов. О какой-то работе над формированием интереса к национальной музыке в школе можно говорить, но это, так же, как и в случае с училищем находится в прямой зависимости от личности возглавляющей учебное заведение, от его нацеленности на сохранение и созидание национального достояния, а не только на решение своих шкурных интересов.

l Но если к вам придет молодой человек, решивший посвятить себя, к примеру, игре на скрипке, вы ведь не сможете заставить его играть на домбре или чунгуре! Интерес нужно прививать с детских лет.

— Совершенно верно. Но, с другой стороны, мы ведь должны объяснять, заинтересовать их в этом. А это могут делать только истинные профессионалы своего дела, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше.

l Заставлять?

— Нет, тут насилия быть не должно, к этому можно мягко подвести. Мы ведь должны вести их, воспитывать, развивать вкус, а не работать по принципу «нравится? Давай, играй! Нравится Бритни Спирс? Пой!» Мы должны прививать им любовь к классической музыкальной культуре, это бесспорно, так как это основа основ, но и параллельно мы должны воспитать в них любовь и уважение к своему народному и профессиональному искусству.

Мне кажется, что неплохо было воспитать любовь к своему народу и у политиков с чиновниками. Может быть, воспылав к нам любовью, они заметят, что наша культура приходит в упадок, образование катится в небытие, а пособие, выплачиваемое на ребенка, составляет целых 100 рублей?

Беседовала Мадина МАНАСОВА