То, что Большой зал Московской консерватории ускоренными темпами готовится к открытию 14-го Международного конкурса им. П.И.Чайковского, было известно всем.
Официальное открытие конкурса уже состоялось.
Для меня конкурс Чайковского связан прежде всего с именем его первого победителя — Вана Клиберна.
Помню до сих пор свои впечатления от его игры!
Причём я услышал знаменитый первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского в его исполнении на тех, ещё старых, пластинках, которые мы все заказывали наложенным платежом в советские времена! И кстати, ноты тоже. (А именно: партитуру концерта я заполучил таким же способом)
В те годы мы могли видеть Вана Клиберна в основном на фотографиях. «Живьём» увидеть — мечтать только приходилось. Потому что нам, тогда ещё совсем юным, начинающим музыкантам, хотелось поучиться на всём талантливом, увидеть его «при исполнении» — настолько казалось невероятной его техника!
Я помню только разговоры, которые передавались из уст в уста о природной одарённости американского музыканта, о его фантастическом пианистическом аппарате, сравнивая даже эти возможности, с возможностями музыкантов прошлых лет. И вот, когда мне посчастливилось его увидеть за игрой, первое, что меня поразило, это руки — огромные, как щупальца. В растяжке, каждая из них, способна брать сексту через октаву! Что это такое, поймут меня музыканты.
Такими руками, а точнее, лапами, можно творить настоящие чудеса!
Я искал его конкурсное исполнение в видео-изображении, но нашёл только лишь выступление 1962 года, то есть четыре года спустя, после его победы. Это всего лишь фрагмент, но, что называется, по свежим следам. Те же фигуранты, в том числе, и выдающийся дирижёр Кирилл Кондрашин.
Здесь вы найдёте небольшой эпизод, в котором оператор зафиксировал в ближнем плане руки Вана Клиберна.