Бела Барток (1881-1945) — гениальный венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.
Значение его деятельности трудно переоценить. Он и по сегодняшний день является для многих поколений композиторов национальных школ учителем в высоком, духовном значении этого слова, ибо своим примером и творчеством указал на возможные пути развития национальной профессиональной музыки.
Барток открыл и доказал, что в музыкальном фольклоре любого народа содержатся огромные скрытые возможности в плане сочетания его с последними достижениями в области композиторской техники. Главной задачей композитора он считал собирательскую деятельность, направленную на сохранение «расовой чистоты» в музыке.
Мои студенческие годы прошли под знаком поклонения и почитания музыки Б.Бартока. Такие сочинения, как: «Микрокосмос», «Детский альбом», «Румынские танцы» для фортепиано стали настольными моими нотами. По этим произведениям я учился композиции, игре на фортепиано, вырабатывал собственный музыкальный вкус и т.д. А самое главное, я осознал для себя всю важность сохранения и изучения музыкального фольклора. И что без этой основы трудно себе представить индивидуальность, творческую «физиономию» современного композитора.
Вспоминаю, что особенно мне понравился своей новизной и некоторой интонационной близостью к лакской народной музыке цикл пьес под названием «6 Румынских танцев» для скрипки с фортепиано. Это только позже я узнал, что в оригинале эти пьесы написаны для одного фортепиано. Я даже отыскал авторский вариант их исполнения. И сейчас для сравнения предлагаю послушать обе версии.
Б.Барток. 6 румынских танцев. (Исполнитель: Бела Барток)
Скрипичный вариант в исполнении Вадима Репина и Николая Луганского: