О предмете «композиция», как учебной дисциплине

Интересная и актуальная тема была поднята в ходе проведения Всероссийского фестиваля современной музыки «Резонанс».

Особенность этого фестиваля: включение в программу мероприятий как концертного, так и учебно-дидактического плана.

По словам организаторов данного мероприятия: «…цель фестиваля, с одной стороны, состояла в том, чтобы сконцентрировать внимание всех тех, кто интересуется современной музыкой, на разных концертах, объединенных в неком компактном времени, а с другой – обсудить проблемы, связанные с положением композитора в современном обществе».

В рамках фестиваля был организован круглый стол на тему «Композиция в учебном процессе», (лично для меня, самая ценная часть этого мероприятия) задача которого состояла в том, чтобы собрать тех, кто преподает композицию сегодня, и выяснить с какими проблемами они сталкиваются.
Собравшиеся преподаватели музыкальных школ, училищ, колледжей и консерваторий поделились своей озабоченностью общим (неважным) положением композиции в учебном процессе.

Далее цитирую слово в слово из упомянутого мною источника (Автор: Залина Митюкова), так как готов подписаться под каждым из них:

«Наиболее актуальными оказались, во-первых, вопросы о формах и методах ведения этого предмета, которые отвечали бы современным образовательным стандартам, но при этом сохраняли лучшие традиции прошлых лет. Акцент был сделан на свободно-творческом характере уроков композиции в школах, индивидуальном подходе в занятиях со студентами училищ/колледжей, приоритете традиционного способа сочинения с подключением компьютерных технологий как вспомогательного средства при подготовке произведений к исполнению. Во-вторых, ряд вопросов касался положения педагога – его всепоглощающей роли в обучении музыканта, бесплатной основе труда преподавателя композиции в школе (где несмотря на отсутствие этой дисциплины, есть «сочиняющие» дети, желающие заниматься композицией). Были затронуты также вопросы и более широкого плана, касающиеся привлечения детей в музыкальные школы и мотивации студентов музыкальных учреждений среднего звена на поступление в вузы; были предложены способы улучшения финансового положения музыкальных образовательных учреждений.
Активное включение в дискуссию всех участников круглого стола подтвердило злободневность вопросов, вынесенных на обсуждение. Главное, что показали итоги круглого стола, это всеобщий характер проблем, связанных с состоянием дисциплины «композиция», и их связь с системой музыкального образования в целом. Явной предстала необходимость взаимодействия всех звеньев музыкально-образовательного процесса не только между собой, но и с Союзами композиторов республик и областей, так как лишь совместными усилиями можно добиться желаемых изменений».