«Чего бы ни касался Родион Щедрин — он Великий Мастер. Он может быть одет в джинсовку, в водительскую кожанку, в литой костюм, костюм для виндсёрфинга, — всё равно под этой суетной экипировкой просвечивает облегающая сильный торс профодежда Мастера — консерваторский фрак, отливающий чёрным металлом, — звонкие латы
Рыцаря искусств. И как рыцарь он сурово одинок… Родион Щедрин — хранитель Ордена профессионализма».
К числу самых ярких моих впечатлений, от услышанной музыки на 10 съезде Союза композиторов России, следует отнести хоровую оперу Родиона Константиновича Щедрина «Боярыня Морозова».
Эта музыка во всех отношениях вызвала во мне чувство нескрываемого восхищения талантом её автора!
Я ознакомился с историей её написания (по фрагменту из книги Р.Щедрина «Автобиографические записи») и был просто поражён.
Оказывается, «Боярыня Морозова» — давняя мечта композитора, с которой он прожил долгие годы. И как пишет сам автор, в целостное драматическое действо трагический исторический сюжет никак не складывался. Сценического напряжения, движения было мало. Композитор много раз брался за работу, «но она каждый раз сама собой стопорилась, зависала в воздухе»…
И вдруг — звонок по телефону: к композитору обращается с предложением «написать что-нибудь новенькое к своему юбилейному концерту в Большом зале консерватории» широко известный во всём мире хормейстер, Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова, Борис Тевлин.
Наступает прозрение, которое приводит композитора, как мне кажется (применительно к данному сюжету) к гениальному жанровому решению: написать оперу, в котором хору будет отведена многоплановая роль. Это роль — действующего лица и комментатора драмы.
Кроме того, его пение, по замыслу автора, должно было заменять отсутствующий здесь симфонический оркестр.
Если всё это ещё дополнить великолепно выполненными музыкальными характеристиками главных персонажей оперы — то картина станет ещё более впечатляющей.
Лично у меня возникло желание побыстрей познакомиться с партитурой оперы. Хотелось спросить самого автора, где можно её раздобыть.
Но от волнения и от переполнявших меня чувств, я забыл сделать это.
Зато сфотографировался с ним себе на память!