Не знаю как это происходит у других, но лично у меня процесс восприятия искусства (музыки, в частности,) связан с его визуальным представлением. То есть для полного ощущения и удовлетворения я должен знать, кто автор или исполнитель этого произведения, а ещё лучше — видеть его реальный образ, потому что лицо, внешний облик, как известно, о многом свидетельствует!
Моё первое знакомство с искусством величайшего скрипача прошлого столетия Яши Хейфеца состоялось в следующей последовательности: «потрясение — узнавание» (последнее, в смысле — поиск информации о самом исполнителе). С этого момента началась и моя «болезнь» по Хейфецу!
В феврале сего года ему исполнилось бы 110 лет со дня рождения.
В связи с этим мне захотелось выбрать что-то из обширной его дискографии и опубликовать — для себя, а также для тех, кто, возможно, ещё и не слышал о нём ничего.
Из всего того, что я прослушал, трудно чему-либо отдать предпочтение, ибо все они совершенны! Но мне кажется, что было бы логичнее предложить что-нибудь из П.И.Чайковского, например, Концерт для скрипки с оркестром. Ведь у самого исполнителя многое связано с именем этого композитора.
Ну, во-первых, Хейфец, как известно, был лучшим учеником петербургского скрипача Леопольда Ауэра — создателя русской скрипичной школы, ставшей в XX веке самой авторитетной в мире — для которого писали Чайковский и Глазунов. Во-вторых, сам скрипичный концерт Чайковского в первоначальном издании посвящается Л.Ауэру.
Так что, это не просто совпадение!
Говоря о достоинствах исполнения Я. Хейфеца, следует отметить (высказанный раннее крупнейшим немецким скрипачом Карлом Флешем) узнаваемый всеми, благородный, чарующе красивый тон звучания скрипки и его безупречное техническое мастерство.
Это мы и попробуем определить в предлагаемой записи. Давайте слушать!
П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.
1 часть:
2 часть:
3 часть:
P.S. А кому интересно, можно посмотреть и фрагмент из фильма о Я. Хейфеце. Тогда будет понятно, что я имел ввиду в самом начале.