Демон по имени Дьёрдь Циффра

Открыл для себя феноменального пианиста по имени Дьёрдь Циффра (1921 — 1994). И случилось это буквально вчера, в гостях у своего друга, талантливого веб-дизайнера — Тимура Магомедова.
Перелистывая различные телевизионные каналы, мы случайно нарвались на его архивные записи. Оторваться не могли! Настолько было всё захватывающе! Нас потрясли его феерическая техника, сокрушительный напор и титанический темперамент.

Естественно, мы тут же кинулись к компьютеру и полезли в интернет, чтобы найти о нём исчерпывающую информацию и сами видеозаписи.

Я обратил внимание на следующие моменты из его биографии. (см. книгу Григорьева Л., Платека Я. «Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.)

Родился Дьёрдь в бедной семье венгерских цыган. Прослыл вундеркиндом ещё с самого раннего детства. В возрасте всего лишь 9(!) лет он поступает в академию Ференца Листа в Венгрии. Он стал самым юным студентом академии за всю её историю.

Ну, а дальше — 2 мировая война. Его призывают на фронт. По счастливой случайности он оказывается единственным выжившим из всего своего батальона! Можно было вернуться к карьере пианиста, но в 1950 году Циффру арестовывают по политическим мотивам. Будучи в тюрьме ему пришлось испытать многое. Но это не сломило его.

Спокойный и продуктивный период жизни Д. Циффры, как концертирующего пианиста начался лишь после вынужденного переезда с семьёй в Вену (1956). Он гастролирует по многим городам и странам Европы, его концерты проходят с огромным успехом. Страной, где он окончательно обосновывается оказывается Франция.

Несмотря на сильное влияние, которое оказала французская культура на его исполнение, он по-прежнему предпочтение своё отдаёт любимому Листу.

Как считают многие специалисты, вряд ли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора как не у Циффры. Как мне кажется, это во многом объясняется его национальными корнями. Лучшие достижения Циффры-пианиста — этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, оперные транскрипции, полонезы.

Помимо этого он был блестящим исполнителем моцартовских и бетховенских миниатюр, музыки старинных композиторов. Но особенно ему удавались, конечно, произведения виртуозного характера. Среди них и концерты с оркестром Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Грига, Чайковского.

Ещё одна область, в которой он был непревзойденным интерпретатором — собственные переложения и транскрипции различных музыкальных произведений: оперные фрагменты Россини, Гуно, Чайковского; это и Брамс, Лист, Римский-Корсаков, Хачатурян и многие другие.

В середине 80-х годов он открывает в Версале свою школу, где известные педагоги ведут занятия с молодыми инструменталистами разных профессий, а раз в год проходит конкурс пианистов, носящий его имя.

Каких только определений не удастаивался Д. Циффра от музыкальные критики: «фанатик точности», «виртуоз педали», «акробат рояля», фанатик фортепианной «пиротехники», но всё же, прежде всего, он был высокодуховный человек, который, как мне думается, бесконечно любил свою родину под названием Венгрия!

В этом году ему исполнилось бы 90 лет.