Лакские песни — пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа.
… Ш.Чалаев является не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям.
Георгий Свиридов
Эти слова выдающегося композитора 20-го столетия о нашем земляке дорогого стоят и были они отнесены к появившимся в 1968 году «7 лакским песням» для голоса с камерным оркестром. Благодаря упомянутому сочинению имя композитора Ширвани Чалаева стало известным и почитаемым среди профессионалов и любителей музыки.
С тех пор народная музыка, лакская в особенности, стала основой его творчества, чем-то даже вроде талисмана! Он много и с упоением говорит о красоте, силе народной песни! Не боится экспериментировать, искать новые пути постижения тайны завещанного нам нашими предками искусства.
Так возникли обработки «100 лакских народных песен» для голоса с фортепиано. Ш.Чалаев смело использует современную технику письма, перевоплощая фортепиано в целый оркестр, создающий своим звучанием естественную атмосферу бытования, а не просто фон для песен.
Ещё смелее композитор действует в миниатюрах для виолончели с фортепиано под названием «4 лакские песни». Здесь изобретательно используются возможности виолончели как солирующего инструмента. Пьесы превращаются в целые народные сценки!
Послушайте, как они звучат в авторском исполнении. Запись уникальная! Скорее где-то из архивных фондов!
Партию виолончели исполняет Заслуженный артист России Лев Евграфов