Конкурс им. П.И.Чайковского закончился, а страсти, похоже, всё не утихают.
Основное содержание этих разговоров сводится к констатации следующих выводов.
Первое. Чувство неудовлетворённости от результатов конкурса, что даже сподвигло некоторых аккредитованных журналистов принять участие в закрытом голосовании, устроенным главным музыкальным порталом ForumKlassica.Ru.
Второе. Удовлетворение, что связано с информационной подачей, пиаром и организацией мощного финального праздника. Мне лично доставило удовольствие (я об этом уже писал) слушать конкурсантов в режиме онлайн. Хотя, как выяснилось, многие недовольны были содержанием и качеством трансляции.
Не могу и на сей раз не сослаться на материал статьи, теперь уже другого автора — Екатерины Бирюковой, опубликованный на страницах портала OpenSpace.ru, в котором даётся на мой взгляд объективная оценка всему происходящему на конкурсе и вокруг него. Думаю, что это было бы полезно знать каждому, кто не только интересуется судьбой конкурса имени П.И.Чайковского, но и глубоко задумывается над перспективами развития отечественной исполнительской школы.
Меня эта статья и ситуация вокруг конкурса заставили вспомнить талантливого пианиста Алексея Султанова, не заслуженно снятого с участия в третьем туре на 11 Международном конкурсе им. П.И.Чайковского. Обстоятельства были весьма пикантными, ибо Председателем тогдашнего жюри пианистов являлся Сергей Доренский — педагог небезызвестного теперь уже Дениса Мацуева. Кроме него, оказывается в финал попали ещё три его ученика.
Чтобы было понятно о ком и о чём идёт речь, предлагаю сначала посмотреть данный видеоролик:
Я как-то особо никогда не вдавался в детали закулисных игр, но тут меня сильно заинтересовали эти самые обстоятельства. Я решил послушать выступления тогдашних конкурсантов. И Алексея Султанова, и того же самого Дениса Мацуева, который стал в результате этого самого недоразумения (а по другому назвать поступок тогдашнего Председателя жюри среди пианистов нельзя) победителем упомянутого конкурса в 1998 году.
Это просто несравнимые уровни! Мне бы, откровенно говоря, на месте Дениса Мацуева было бы крайне стыдно за такой результат, а уж тем более считать себя победителем! Но это дело совести каждого человека.
Единственно, о чём я сожалею, что обучаясь примерно в одно время с Алексеем Султановым (он был моложе меня и позже поступил в Московскую консерваторию), не был лично с ним знаком, хотя уже тогда мы многое слышали о его успехах. Сожалею, приношу извинения за всех, кто ему не то что не помогали, а наоборот активно мешали, что в конце-концов привело его к трагическому исходу. Для тех, кто не знает: А.Султанов пережил два инсульта. Второй оказался наиболее тяжёлым, но он боролся с недугом до последних дней своей жизни, совсем немного не дожив до своего 36-летия. А всё это в результате всех нервных потрясений связанных с, мягко говоря, издержками конкурсных баталий.
30 июня сего года уже исполнилось 6 лет со дня его смерти. 7-го же августа ему должно было бы исполниться 42 года со дня его рождения. Таковы зигзаги судьбы!
Мне хотелось бы, чтобы мы вспомнили об этом чрезвычайно талантливом пианисте по нашумевшему тогда выступлению А.Султанова с 3 частью 7 сонаты С.Прокофьева. Это было выступление настоящего победителя! Такого исполнения после С.Рихтера давно никто не слушал. Говорят в тот день в Москве бушевала стихия. Очевидно, сама природа протестовала против несправедливого решения жюри.