Профессиональный композитор (вынужден подчеркнуть), как известно, — главная фигура в музыкальной деятельности во все времена.
Лучшие представители этой профессии (наряду с поэтами, художниками) всегда являлись выразителем прогрессивных дум и чаяний своего поколения, общества в целом. Но иногда композиторские творческие идеи забегают настолько вперёд, что вызывают вполне объяснимое непонимание со стороны своих современников, в особенности со стороны обывателей. Следует признать, что творчество художников (в широком смысле этого слова) всё же элитарное искусство, хотя и принадлежит народу, как это говорится в известном высказывании.
Каждая эпоха выдвигает своих представителей, которые собой, своей деятельностью заполняют всё культурное пространство. И дело, разумеется, здесь не в их количестве. А потому я задался целью выяснить для себя, кто они, из здравствующих ныне, и насколько их деятельность аккумулирует всё и вся вокруг себя.
Составленный мною список выдающихся современных российских композиторов не претендует на право называться окончательным и единственно правильным. Поэтому предлагаю всем поучаствовать и поразмышлять на эту тему.
Родион Константинович Щедрин
По мнению многих, после смерти Дмитрия Шостаковича в 1975 году именно Родиона Щедрина мировая музыкальная общественность стала считать самым значимым и интересным советским композитором. Я думаю, что это соответствует действительности. Но для полноты оценки необходимо представить само время, в котором происходило так называемое «брожение умов».
И в те годы, и сегодня, музыкальное композиторское сообщество раздирает противостояние между сторонниками чистого академизма и так называемыми авангардизма.
Р.Щедрина в большей степени можно отнести по духу и творческому стилю к академисту, хотя он всегда интересовался современными веяниями (в плане композиторской техники) и старался, где это уместно, применять их в своём творчестве.
Но всё же властителями дум творческой молодёжи со временем стали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и Софья Губайдулина ( так называемые «композиторы-диссиденты»).
И вопрос не в том, кто лучше или хуже, а в том, что многие увидели в этом открытом самовыражении некий протест против сложившейся общественно-политической системы.
Из перечисленных мною выше троих композиторов ныне здравствует София Асгатовна Губайдулина. По моему мнению эта выдающаяся женщина-композитор заслуживает быть включённым в настоящий список.
София Асгатовна Губайдулина
С. Губайдулина — один из крупных и глубоких композиторов современности.В её творчестве мы ощущаем стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Можно даже утверждать, что через веру она приходит и к смыслу творчества. Вот характеризующая её взгляды цитата:«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4).
Всеми признанный классик современности, безусловно один из ярких представителей петербургской композиторской школы.
В нём удачно сплелись качества композитора, музыковеда и педагога. Сюда же можно добавить и врождённую его интеллигентность.
Наряду со своим выдающимся соратником (ныне, к сожалению, покойным) Борисом Ивановичем Тищенко определяет лицо не только петербургской, но и российской музыкальной культуры.
Композитор с ярко выраженной творческой индивидуальностью, страстный поклонник народного искусства.
После Б.Бартока я не знаю другого такого композитора, который бы собрал и расшифровал такое количество народных песен. Это настоящий творческий подвиг!
Он именно тот композитор, который своим примером показал по какому пути должна развиваться музыка в современных национальных композиторских школах.