Композитор София Губайдулина

С.Губайдулина Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки.

О С.Губайдулиной вспомнил не случайно. Две даты подтолкнули к этому.

В этом году в октябре Софии Асгатовне Губайдулиной исполнится 80 лет со дня рождения и 40 лет с момента выхода на экраны известного и полюбившегося у нас в стране мультфильма «Маугли».

Я долгое время не знал (хотя и всегда интересовался), кто автор замечательной музыки к мультфильму «Маугли». Так получалось, что всякий раз, когда устраивался перед телевизором смотреть этот сериал, попадал либо не на самое его начало, либо на титры, которые, как мы знаем, зачастую просто мелькают перед глазами.

Не умоляя достоинств музыки С.Губайдулиной, хотел бы сказать, что  даже, если бы она не написала ничего другого, я бы всё равно считал её выдающимся композитором только потому, что она является автором музыки к мультфильму «Маугли». Это очень живописная, красивая музыка, где современная техника письма используется не как самоцель, а для обслуживания высоких художественных задач. И даже сегодня, музыка эта звучит необыкновенно свежо.

Оправдываются слова, которые когда-то С.Губайдулина сказала: «Основной мой интерес вызывает акустика, свойства звука». Здесь каждый звук — находка!

В творчестве Губайдулиной заметно взаимодействие западных и восточных традиций, что также ощущается в музыкальных характеристиках отдельных персонажей упомянутого мультфильма.

Её стиль свободен, подвижен. Может поэтому и трудно отнести его к какому-либо определенному направлению. К характерным чертам почерка Губайдулиной относится: высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 в. «часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания». Думаю, что это же самое можно сказать и о её собственной музыке. Она высокодуховна!