Андрей Волконский — композитор, исполнитель

Об этом человеке пишут: фанатично преданный музыке человек, искренний, естественный, с высокой духовной планкой. Его называют философом, просветителем, последним Дон Кихотом.

Создатель знаменитого ансамбля старинной музыки «Мадригал», первооткрыватель добаховских европейских музыкальных шедевров в России.

Год назад вышла книга Елены Дубинец о нём: «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни». Кто не читал — рекомендуем почитать. Здесь вы найдёте много полезных истин и получите стимул для творчества, а также удовольствие от погружения в необычный, внутренне свободный мир композитора из княжеского рода.

Широкие познания, необычайный талант, позволили ему глубоко проникнуться в иные «культурные цивилизации». Это мало кому удавалось сделать. Произведения, связанные с Востоком, составили особую страницу творчества Волконского. Особенно приятно отметить его внимание к творчеству лакской поэтессы и певицы Щазы из Куркли. За свою жизнь ей пришлось претерпеть множество ударов судьбы. Она стала слагать песни, петь на свадьбах и праздниках, причитать над умершими. Её дар принёс ей славу. У лакцев она считается женщиной-легендой (умерла Щаза в 1931 году в возрасте 50-ти лет).

Волконский, знавший Кавказ не понаслышке, считал горцев самыми чистыми и возвышенными людьми. Поэтому он и питал искренние симпатии к искусству народов Кавказа. В результате этого увлечения возникло сочинение под названием «Жалобы Щазы» для сопрано и семи инструментов. Его премьера состоялась в 1965 году в Ленинградской филармонии под управлением ныне народного артиста Украины Игоря Блажкова.

Впоследствии «Жалобы Щазы» уже в другом исполнении были включены в авторский компакт-диск Волконского, вышедший в Германии в честь его 60-летия.

(Фрагмент сочинения записанный рукой музыковеда Ю.Н.Холопова)

Примером ориентализма в творчестве Волконского периода эмиграции можно считать сочинение для клавесина и тара — маком «Клавесин и тар» (1977). Любопытно, что произведение записано одним из иранских таристов в ансамбле с автором. В этом, на мой взгляд, просматривается желание композитора быть, если так можно выразиться, предельно аутентичным в осуществлении собственного замысла.

Разумеется, чтобы понять масштаб художника необходимо взглянуть на всё его творческое наследие, а оно значительно, хотя и может быть не поражает нас своим количеством. И это потому, что композитор был весьма строг к самому себе. Далеко не все свои сочинения он считал необходимым включать в общий список.

Вот только небольшой перечень произведений, созданных уже во Франции, где он провёл последние годы своей жизни: «Immobile» для фортепиано с оркестром (1977), 148-й псалом «Хвалите имя Господне» для женских голосов, органа и литавр, написанный по заказу радио романской Швейцарии (1985) и сочинение «Was nach lebt…» для контральто и струнного трио на слова Йоганнеса Бобровски (1989). Произведения оригинальны по замыслу и знаменуют собой некий этап в творческой деятельности композитора.

Кроме того, Волконский является автором музыки ко многим кинофильмам, в том числе и к известному у нас в стране фильму под названием: «Новые похождения Кота в сапогах».