Ответить на семь животрепещущих вопросов попросили четырнадцать российских композиторов (культурный портал Openspace.ru). Ответы получились интересные и своеобразные. Для себя я сделал следующую выборку.
Вопрос №1: Что определяет профессию композитора?
Борис Филановский: Воля к индивидуальному звуковому мироощущению.
Вопрос №2: Есть ли у нее российская специфика?
Сергей Невский: Российская специфика этой профессии состоит в несмыкании систем. Филармоническая среда не знает (за редким исключением) о существовании современной музыки, а среда исполнителей и авторов современной музыки не имеет институций, ее поддерживающих. Результат — полное отсутствие композиторских заказов в России и полная неприкаянность не только композиторов, но и целых групп музыкантов и музыковедов.
Вопрос №3: Обязательно ли для нее специальное образование?
Ольга Раева: Думаю, да. То есть весьма желательно. Это одна из самых сложных профессий на свете, и стать хорошим профессиональным композитором без хорошего образования и многих специальных знаний — это маловероятно.
Вопрос №4: Можно ли на нее прожить?
Владимир Раннев: Нет. Если считать, что создание саундтреков для кино, театра и проч. — это другая профессия.
Вопрос №5: Нужно ли к этому стремиться?
Пётр Поспелов: Нужно стремиться изменить ситуацию. Она изменится, если на профессию возникнет больший слушательский спрос. Это произойдет, если композиторы, во-первых, станут писать что-то существенно важное для слушателя, во-вторых, станут медийными фигурами.
Вопрос №6: Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
Владимир Мартынов: Самый распространенный — преподавание. Работа в издательствах. Писание прикладной музыки — в кино, на телевидении. Хотя многие считают, что этого делать не надо. Но многие видные композиторы — например, Шнитке — писали именно такую музыку для заработка. На Западе еще есть всякие фонды, стипендии — многие композиторы на них живут. Но нам такой роскоши не дано.
Вопрос №7: Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?
Виктор Екимовский: Исключительно на бумаге. Сочинение — это таинство, а не работа пальцами и кнопками. После завершения произведения иногда переписываю на компьютер.
Полный текст ответов здесь.