«Кровавая свадьба» в дни юбилея Ш.Чалаева

Огромнейшим культурным событием явилось участие коллектива прославленного Московского Камерного музыкального музыкального театра им. Б.И.Покровского в юбилейных торжествах Народного артиста России, Лауреата Государственной премии РФ, композитора Ширвани Чалаева.

Этого события особенно ждали друзья, поклонники творчества композитора. Каждое такое мероприятие даёт повод для встречи с самим автором — человеком неординарным, высокого нравственного и этического полёта, одухотворяющим всех окружающих благостной художественной атмосферой.

Юбилей состоялся при участии Президента, Правительства республики, Союза композиторов Дагестана. За высокие достижения Ш.Р.Чалаев награждён высшей государственной наградой Республики Дагестан — орденом «За заслуги перед республикой». С чем мы, все его соратники по творческому цеху, друзья, и поздравляем!

Показу оперы «Кровавая свадьба» предшествовали выступления официальных лиц, коллег.

Слово юбиляру:

И вот, наконец, началась опера!

Вступление. «Чёрный коршун со скалы мне садится на плечо…»
Стихи Омарла Батырая, взятые в качестве эпиграфа, звучат пронзительно в исполнении самого автора!

Несмотря на некую статичность, действие разворачилось неумолимо и шло к своей развязке.

Благодаря грамотному режиссёрскому решению театральная сцена на глазах у зрителей то и дело превращалась в арену самых разнообразных по накалу человеческих чувств и страстей!

Главный режиссёр театра и постановщик этого спектакля Ольга Тимофеевна Иванова пишет: «Наполненная символами и мистическими персонажами пьеса Гарсии Лорки в соединении с музыкой Ширвани Чалаева, написанной сердцем, с большой страстью, представляют собой оперное сочинение, которое даёт режиссёру большой простор для размышлений и фантазии. Для меня, как режиссёра, все персонажи этого произведения представляются помещёнными в некий сгусток времён и пространств. Наша жизнь в некоем зале ожидания, выход из которого — конечная её остановка. Ярость и ненависть, перекрывающие по силе любовь и нежность, пороки людские, уничтожающие своим безмерным количеством добродетели. Бесконечные шоу и фиглярство… Не это ли приметы катастроф нынешних и грядущих?»

Опера вместе с антрактом длится два с лишним часа. Уместить её здесь не представляется возможным. Трудно и «вырвать» что-либо из контекста. И тем не менее хочу показать заключительный её фрагмент. Это эпилог всему. Интересное обрамление оперы в целом, разумеется, с участием автора — этакий «голос за кадром».

Эпилог. «Чёрный змей с глухой реки, ты не вовремя пришёл…»

Кстати, на мысль об обрамлении подтолкнул сам Борис Александрович Покровский. Со слов Ш.Чалаева именно он предложил «добавить что-то наподобие увертюры, какого-то начала…» И вот ещё одна информация из того же источника. Супруга Б.А.Покровского Ирина Масленникова говорят сказала: «Боря, домой не пущу, если Ширвани сам не будет открывать оперу».

Ну и на последок — фото на память!

С главным режиссёром театра, заслуженным деятелем искусств России Ольгой Тимофеевной Ивановой

C юбиляром после торжеств и показа оперы

  • Наталия

    Уважаемый Рамазан! в Вашем тексте допущена существенная ошибка: Ольга Тимофеевна Иванова в настоящий момент не является главным режиссером Камерного театра. прошу Вас изменить ее должность на «режиссер».
    с уважением, заведующая литчастью театра, Наталия Сурнина

    • Но ведь на тот момент она являлась главным режиссёром?
      В программе выступления артистов театра в Махачкале О.Т.Иванова указывается именно в этой должности.