Складывается впечатление, что у наших руководителей какое-то неправильное представление о культуре, судя по назначениям, которые делаются в этой сфере в республике. Будто культурой может руководить каждый. Кто только не занимается этими вопросами.
Учреждения культуры всё чаще стали возглавлять совершенно случайные в этой области люди — неспециалисты, представители других, далёких от искусства, профессий. А вот разобраться и понять (что всё на самом-то деле достаточно серьёзно), у первых лиц государства никак не доходят руки и не хватает времени. То есть, действуем, что называется, «по остаточному принципу».
Недавно в газете «Черновик» прочитал статью Э. Уразаева под названием «Культура – сила?».
За всё это время — эта, пожалуй, единственная попытка каким-то образом привлечь внимание к накопившимся очень серьёзным проблемам в этой сфере.
Вот выводы из упомянутой статьи:
«То, что, к сожалению, сельские дома культуры и библиотеки находятся в плачевном состоянии, давно не новость. За последние 23 года не только не были построены новые, но даже имеющиеся здания не смогли отремонтировать, поскольку на эти цели деньги почти не выделялись. А дотационные скудные бюджеты районов самостоятельно не в состоянии решать эти проблемы. Не слышно, чтобы и на разрекламированные центры культуры выделялись дополнительные средства.
Абдулатипов Бутаеву, назначенную министром чуть более года назад, до недавнего времени постоянно хвалил, что вызывало недоумение, поскольку ничего принципиально нового и значимого в культурной жизни республики за это время не произошло. В культурном пространстве, как и раньше, доминирует эстрада на национальных языках в сопровождении электромузыкальных инструментов, а основная мелодия – лезгинка в разных вариациях. Наоборот, составление репертуара и сценариев праздничных концертов под пожелания и вкусы главы РД произвело не очень хорошее впечатление, а скандал с автором государственного гимна Ширвани Чалаевым и вовсе ввёл многих в ступор.
Абдулатипов, как мне представляется, эпатажным переодеванием в национальные костюмы, игрой на пандуре и другими рекламными методами попытался провести своего рода шоковую терапию сознания дагестанского общества. Однако, несмотря на массированную пропаганду традиционных ценностей с помощью фестивалей и форумов, кардинально изменить ситуацию не удалось. Особенно за пределами Махачкалы. Да, большинство дагестанцев любит культуру своего народа, но думать и жить только ею мало кто хочет. Культура – сфера тонкая и чувствительная и наскоками или пропагандистским давлением не управляется. Примером может послужить попытка Михаила Саакашвилли приучить грузин жить по западным образцам. Из-за этого среди деятелей культуры он нажил себе больше всех врагов, а их умонастроения, в конце концов, привели к его поражению на выборах.
Для действительного подъёма культуры нужна системная и скрупулёзная работа, начиная с подбора кадров и контроля над финансовыми потоками в муниципалитетах. У министерства есть продуманная госпрограмма, которая может служить хорошим ориентиром в работе. Надо только не противопоставлять социализм в культуре капитализму в экономике, а бороться с тем, чтобы паразиты и дилетанты не верховодили над трудягами и талантами.»
Последнюю фразу я намеренно выделил жирным шрифтом. Это то, что реально происходит у нас сегодня, и не только в культуре!