Я уже почти забыл, как мне вдруг позвонили из издательского дома «Опора» и сообщили о том, что долгожданный 1 том, посвящённый Дагестану, готов.
Книга нужная и обозначена она как Большая народная энциклопедия «Опора Отечества» не случайно, ибо здесь собрана огромная информация, касающаяся деятельности многих известных людей в республике.
Каждый из них выдвинут на соискание почётного звания кавалера ордена «Опора Отечества» в одной из восьми номинаций:
- «Стратеги развития»;
- «Пионеры прогресса»;
- «Наставники смены»;
- «Хранители очага»;
- «Технологи успеха»;
- «Ориентиры поколения»;
- «Основоположники благополучия»;
- «Ревнители наследия».
Конечно, же приятно, что в их числе оказался и я, но особенно меня тронуло то, с каким теплом незнакомый мне человек писал обо мне, словно она давно и хорошо знает мою семью.
Автор статьи — Людмила Борисова.
Хотел бы Вам, уважаемая Людмила, выразить свою глубочайшую признательность за Вашу душевную теплоту и творческий подход к своим профессиональным обязанностям!
Текст статьи
Союз творцов шедевры порождает, профессиональные объединения иногда превращаются в творческие мастерские
Жена — Виктория Владимировна — хормейстер и педагог по вокалу в махачкалинской школе искусств № 8. Заслуженный учитель РД.
Есть люди, о которых говорят «ему бы родиться пару веков назад». А кто-то опережает свое время и тоскует от чувства одиночества. Рамазан Фаталиев родился в нужном месте — самом молодом городе древней Страны Гор. В нужный час — детство и юность композитора пришлись на те времена, когда хорошая музыка была востребована и государством, и слушателями.
Московская консерватория гостеприимно распахнула двери для молодого дарования из Дагестана и стала не только площадкой, на которой росло мастерство создателя музыки, но и местом встречи с подругой жизни. Виктория — коллега и соратник Рамазана Фаталиева, дирижер‑хоровик.
Рамазан вырос в семье педагогов, его родители, занимаясь одним видом деятельности, достигли полного взаимопонимания — они ведь говорили на одном языке, жили общими проблемами и достижениями. А потому он был благодарен судьбе за то, что его возлюбленная, а вскоре супруга — профессиональный музыкант.
Московский период жизни семьи Фаталиевых не был омрачен материальными проблемами, да и будущее представлялось определенным. Но после распада СССР обстоятельства изменились. Паре творческих людей, которые собственное предназначение в этой жизни видели в том, чтобы нести народу нечто большое и светлое, пришлось столкнуться с реалиями жизни: творческая деятельность оказалась мало востребованной.
На родине композитор Рамазан Фаталиев был нужен. В 1994 году его пригласили в Махачкалу. Преподавание в музыкальном училище не помешало ему работать в отделе искусств ДНЦ РАН. Виктория Владимировна стала обучать юных махачкалинцев искусству пения.
Наши дни для служителей академического искусства это время испытаний, так как сегодня они в свободном плавании. Кредо Рамазана Абуталибовича «к новым берегам!» помогает ему жить в гармонии с собой, не пытаясь подстраиваться под сиюминутные запросы музыкального рынка. Пример для него в отношении к отпущенному Богом промежутку времени под названием «жизнь» — его Наставник, Учитель и Друг Ширвани Чалаев — выдающийся российский композитор.
В 2002 году Рамазана Фаталиева избрали председателем Союза композиторов Дагестана. Быть руководителем любого творческого объединения во все времена — ноша не из легких. Но неожиданно даже для себя функционером он оказался способным. Помогает молодым дарованиям, поддерживает ветеранов. Для каждого находит те необходимые слова, которые вдохновляют на осуществление самых смелых творческих замыслов.
Возглавляемый им союз — это не концертная организация. Людям надо дарить хорошую музыку, формировать вкусы слушателей современных и будущих поколений.
Ситуация, при которой всякий, кто «пролез» на сцену, сам себе и композитор, и певец, и аранжировщик, чревата серьезными последствиями в будущем.
На долю реальных композиторов конца прошлого — начала нынешнего веков выпала большая ответственность возродить утраченные за годы российского безвременья музыкальные культурные традиции и воспитать партию будущих ценителей своего искусства.
Предельно ясно, что высокое духовное никогда не будет массовым, но все подлинное останется, а все наносное уйдет в небытие.
Сегодня Рамазан Фаталиев работает над вокальным циклом на слова дагестанских поэтов. В немецком городе Бремен на третьей хоровой олимпиаде его «Лакские напевы» заворожили искушенную публику.
Москва аплодировала «Фантазии для флейты и фортепьяно». А он продолжает преподавать в махачкалинском музыкальном училище, где помогает юным дарованиям. И пишет песни для детей.
Композитор Рамазан Фаталиев ломает привычные стереотипы образа творца, как человека «не от мира сего». Он от сего мира. И для мира сего.
Людмила БОРИСОВА,
Москва — Махачкала — Москва.