Архив рубрики Академическая музыка

Страница 22 из 53

Из воспоминаний о Мравинском

 «Смерти не страшусь, но к жизни привязан…»

Евгений Мравинский

Интересный материал о великом отечественном дирижёре Евгении Александровиче Мравинском (1903-1988), содержащий также выдержки из его дневников.

Вот некоторые из них:

О всепобеждающей любви к жизни.

“А я-то все думаю, что к жизни я не привязан, что не нужно мне ничего… что я умер… Вранье это: так же жаден к жизни, как в юности! За внешними омертвевшими слоями души, послабевшими силами, сердцевина моего существа будто даже и не жила еще – так иссушающе горяча жажда ея… Брать, осязать, видать, обонять, слышать Бытие… “Вещное” Бытие, пусть оно даже является в виде субботних пенсионеров, проносящихся переполненных электричек, вот тех двух собак, готовящихся к драке за будкой станции, или инсультника, присевшего около меня на скамейку…”

Из размышлений о музыке.

“Можно ли прожить без музыки? – спрашивает он в дневнике. – Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее равносильно, по выражению Дарвина, “утрате счастья”. Однако я верю во всепобеждающую силу музыки. Достаточно прийти в концертный зал без предубежденности, чтобы оказаться во власти музыки».

О работе над партитурами.

“Партитура для меня – это человеческий документ. Звучание партитуры – это новая стадия существования произведения. Сама партитура есть некое незыблемое здание, которое меняется, но стоит в целом прочно”.

Читать здесь.

Со спектакля по Фазу

Интересные рабочие моменты, запечатлённые во время спектакля по Фазу Алиевой («Я родилась зимою…») опытным фоторепортёром Гаджикурбаном Расуловым. За что ему огромное спасибо!


Перед началом спектакля


Световая пушка запечатлела меня во время игры. Передо мною сидят слева направо: Салихат Гамзатова (дочь Расула Гамзатова), Марина Ахмедова (поэт, переводчик)


Вместе с певицей Джамилей Гамзатовой ждём своего номера


По окончании спектакля — представление участников (слово автору идеи — Аризе Батыровой)

Валерий Кулешов — «Приношение Горовицу»

Валерий Кулешов — один из наиболее блестящих виртуозов своего поколения.

Я рад, что в год моего поступления в Московскую консерваторию мне довелось пересечься с ним, живя в общежитии на знаменитой Малой Грузинской улице.

Меня особенно потрясли его расшифровки фортепианных транскрипций величайшего пианиста современности Владимира Горовица.

В. Кулешов по слуху расшифровал и исполнил ряд неопубликованных фортепианных транскрипций, созданных легендарным музыкантом. Эти сверхвиртуозные обработки были записаны им для фирмы BIS (альбом “Приношение Горовицу”). Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом: «…Я не только восхищен Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных транскрипций» (6 ноября 1987).

В предлагаемом ниже интервью В. Кулешов сам расскажет об этой знаменательной встрече.

Милию Алексеевичу Балакиреву 181!

У меня появилось новое увлечение: слушать хорошую музыку в хорошем исполнении в youtube по нотам!

Пользуясь случаем, что сегодня день рождения выдающегося русского композитора, основателя «Могучей кучки» Ми́лия Алексе́евича Бала́кирева (1837-1910) и исполнилось бы ему 181 лет(!), предлагаю всем любителям классической русской музыки последовать моему примеру.

А послушаем мы восточную фантазию для фортепиано «Исламей» (1869), основанную на кабардинской (черкесской) народной танцевальной теме.

«Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Известно, что она вдохновила великого французского композитора Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

Быть всегда музыке дагестанских композиторов

Давно завершился Республиканский фестиваль «Живая классика. Звучит музыка дагестанских композиторов», а воспоминания не дают о себе забыть.

Заключительный концерт из камерной и симфонической музыки. Празднично оформленная сцена. Много ли, мало ли прозвучало произведений, но были представлены все наши авторы.

От себя лично хочу поблагодарить Народную артистку Дагестана Светлану Мусаеву, Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии, а также его художественного руководителя, Народную артистку России Зарифу Абдуллаеву за прекрасное исполнение моих романсов на стихи Фазу Алиевой!


Светлана Мусаева (вокал), Камерный оркестр под управлением Зарифы Абдуллаевой


Министр культуры РД Зарема Бутаева, Председатель Дагестанского отделения СК РФ Рамазан Фаталиев


С коллегами по Союзу на сцене Кумыкского театра

Приношение Фазу Алиевой

Дорогие друзья! Приглашаю всех, кто не равнодушен к поэзии Фазу Алиевой на премьеру спектакля «Я родилась зимою…» Будет интересно!

К 85-летию Фазу Алиевой

Вечер памяти Народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой получился тёплый, душевный. Большой зал Русского драматического театра им. М. Горького был практически весь заполнен зрителями.

Своё музыкальное приношение великой дочери Дагестана я выразил через романс, сочинённый на стихи Ф. Алиевой «И грозно, и зловещее…», который прозвучал в исполнении солистки Дагестанского государственного Театра оперы и балета Светланы Мусаевой.

Иманшапи Магомедов — Аварская народная песня

Неожиданная, но очень приятная встреча!

Иманшапи Магомедов (к слову, выпускник Камераты) оказался в Махачкале именно в тот день, когда проходил круглый стол, посвящённый вопросам изучения дагестанской профессиональной музыки.

Ну, как могли мы с ним не рискнуть исполнить когда-то созданную нами музыкальную композицию на стихи Махмуда из Кахаб-Росо, основанную на старинной аварской народной мелодии?!

Ну, и, разумеется, после окончания мероприятия, — снимки вместе с участниками ансамбля Камерата на память!


Слева направо: София Авакова, Алана Аливердиева, Виктория Фаталиева, Иманшапи Магомедов

Круглый стол объединил деятелей культуры Дагестана

Сегодня, в рамках республиканского фестиваля «Живая классика. Звучит музыка дагестанских композиторов», в Театре поэзии состоялся Круглый стол на тему: «Становление профессиональной музыки Дагестана на современном этапе».

В память о Дмитрии Хворостовском