Полная версия моей встречи с прекрасными людьми, жителями г. Южно-Сахалинска, участниками проекта «Старшее поколение. Вторая молодость» в областной библиотеке им. А.П.Чехова.
Программа выступления:
1. «Дорога к дому» — видеоролик, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны.
2. «Дагестан» — фрагмент из выступления Азизы Ахмедовой, вокального ансамбля «Камерата» (Махачкала) на Анжи-Арене.
3. «Лакский гимн» — выступление вокального ансамбля «Камерата» (Махачкала) на региональном фестивале юных исполнителей.
4. «Армянский мотив» — Арташес Григорян (флейта), Рамазан Фаталиев (фортепиано). Из выступления на концерте в постпредстве Республики Дагестан в Москве.
Сахалинская пресса о творческой встрече председателя Дагестанского отделения Союза композиторов России Рамазана Фаталиева с ветеранами, состоявшейся в рамках проекта «Старшее поколение. Вторая молодость».
Организаторы: областная Дума, Мэрия г. Южно-Сахалинска, областная библиотека им. А.П.Чехова, Дагестанское отделение Союза композиторов России.
На одном из своих мастер-классов выдающийся отечественный дирижёр Юрий Темирканов сказал: «Дирижировать вообще — нельзя! Это я к старости только понял. Дирижёр должен знать каким ключом открывается какой композитор».
Как верно всё подмечено. И какое, действительно, уважение к музыке и к его создателю — композитору!
— В фильме «После Баха» вы говорите о трудном положении композитора в России. Что должно измениться, чтобы стало хорошо?
— Во-первых, должны быть фестивали, как на Западе. Нужна система фестивалей современной музыки. И не просто фестивалей, а таких, которые заказывают специально музыку у современных композиторов и платят за них нормальные гонорары. Во-вторых, издания, у нас нет изданий. Третье — это, конечно, фонды. Все, что мы сделали с ансамблем Opus Posth с 2001 года, это благодаря фонду Форда, пока их не закрыли. Фондов нет. На Западе это все работает, неизвестных молодых композиторов продвигают фонды, там очень много фондов.
— Вы написали музыку к постановке Юрия Любимова «Идите и остановите прогресс». Это фраза Малевича, адресованная Хармсу. Что этот призыв означает и почему он актуален сегодня?
— Более отвратительного понятия, чем прогресс, для человека нет и не должно быть. Надо при этом различать прогресс и прогресс. Прогресс в медицине, технический прогресс — это хорошо. Но когда делают вид, что существует какой-то прогресс, который улучшает человеческую природу, то нет, тут все наоборот, человек становится все хуже. Начиная с экологических проблем и заканчивая антропологическими.
Посмотрите, что представляет собой современный человек, и сравните его с человеком XIX века.
Происходит полная деградация человека.
— Тогда что нужно сделать, чтобы «остановить прогресс»?
Интересная подборка материала по современной музыке. (Читать здесь.)
Этого достаточно для тех, кто желает начать разбираться в современной академической музыке.
Авторы рубрики про эффективное самообразование вместе с экспертами разбираются в том, что включает в себя понятие «современная композиторская музыка», что читать и слушать, чтобы лучше её понимать, а также где в Москве можно вживую услышать произведения Джона Кейджа и Мортона Фельдмана.