30 марта в Доме поэзии состоялся показ (второй, после премьеры) спектакля «Я родилась зимою» по мотивам произведений народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой.
Автор сценария — Ариза Батырова. Музыку написал ваш покорный слуга, композитор, Рамазан Фаталиев.
Уникальность проекта состояла в том, что музыка, как неотъемлемая часть спектакля, звучала «живьём», создавалась на глазах у зрителей (это я о львиной доли импровизации в звучавшей музыке), причём — в процессе игры на рояле. Всё это способствовало удивительной камерности царившей атмосферы в зале.
Фрагмент нашего с Зульфиёй Архилаевой (артисткой лакского музыкально-драматического театра) совместного выступления из музыкально-театрализованного представления «Мосты» (этника и современность).
Романс на стихи лакской поэтессы Салимат Курбановой «Чтобы тебя согреть».
Вечер памяти народной артистки Азербайджана и Дагестана, композитора Эльзы Ибрагимовой состоялся 14 февраля в Театре поэзии.
Эльза Имамединовна Ибрагимова — выпускница композиторского факультета Азербайджанской государственной консерватории. Она является ученицей народного артиста СССР Кара Караева. Ею написано свыше ста песен на слова азербайджанских и русских поэтов, десятки произведений на лезгинском языке. Э. Ибрагимова — автор вокально-инструментальных, камерных, а также, крупных сценических произведений.
10 января 2018 года Эльзе Ибрагимовой исполнилось бы 80 лет.
В сопровождении Государственного оркестра народных инструментов Дагестана под управлением заслуженного деятеля искусств РД, народного артиста РД Новруза Шахбазова прозвучали песни Эльзы Ибрагимовой «Когда я тебя вспоминаю» и «Мехрибаным» («Несравненная») в исполнении заслуженной артистки РД Севды Бейбалаевой и «Родник» в исполнении Камали Рзаевой. Кроме того, с песней «Не жди меня» выступила народная артистка Дагестана Роза Максумова. Еще несколько произведений прозвучали в записи.
В своём выступлении Председатель Союза композиторов РД Рамазан Фаталиев отметил, что до недавнего времени в Дагестане редко звучала музыка Эльзы Имамединовны, но такие вечера позволяют слушателям в полной мере оценить талант композитора. «В произведениях живет композитор. Чем больше звучит его музыка, тем дольше мы его помним», – сказал Рамазан Абуталибович.
Интересный материал о великом отечественном дирижёре Евгении Александровиче Мравинском (1903-1988), содержащий также выдержки из его дневников.
Вот некоторые из них:
О всепобеждающей любви к жизни.
“А я-то все думаю, что к жизни я не привязан, что не нужно мне ничего… что я умер… Вранье это: так же жаден к жизни, как в юности! За внешними омертвевшими слоями души, послабевшими силами, сердцевина моего существа будто даже и не жила еще – так иссушающе горяча жажда ея… Брать, осязать, видать, обонять, слышать Бытие… “Вещное” Бытие, пусть оно даже является в виде субботних пенсионеров, проносящихся переполненных электричек, вот тех двух собак, готовящихся к драке за будкой станции, или инсультника, присевшего около меня на скамейку…”
Из размышлений о музыке.
“Можно ли прожить без музыки? – спрашивает он в дневнике. – Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее равносильно, по выражению Дарвина, “утрате счастья”. Однако я верю во всепобеждающую силу музыки. Достаточно прийти в концертный зал без предубежденности, чтобы оказаться во власти музыки».
О работе над партитурами.
“Партитура для меня – это человеческий документ. Звучание партитуры – это новая стадия существования произведения. Сама партитура есть некое незыблемое здание, которое меняется, но стоит в целом прочно”.
Интересные рабочие моменты, запечатлённые во время спектакля по Фазу Алиевой («Я родилась зимою…») опытным фоторепортёром Гаджикурбаном Расуловым. За что ему огромное спасибо!
Перед началом спектакля
Световая пушка запечатлела меня во время игры. Передо мною сидят слева направо: Салихат Гамзатова (дочь Расула Гамзатова), Марина Ахмедова (поэт, переводчик)
Вместе с певицей Джамилей Гамзатовой ждём своего номера
По окончании спектакля — представление участников (слово автору идеи — Аризе Батыровой)
Валерий Кулешов — один из наиболее блестящих виртуозов своего поколения.
Я рад, что в год моего поступления в Московскую консерваторию мне довелось пересечься с ним, живя в общежитии на знаменитой Малой Грузинской улице.
Меня особенно потрясли его расшифровки фортепианных транскрипций величайшего пианиста современности Владимира Горовица.
В. Кулешов по слуху расшифровал и исполнил ряд неопубликованных фортепианных транскрипций, созданных легендарным музыкантом. Эти сверхвиртуозные обработки были записаны им для фирмы BIS (альбом “Приношение Горовицу”). Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом: «…Я не только восхищен Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных транскрипций» (6 ноября 1987).
В предлагаемом ниже интервью В. Кулешов сам расскажет об этой знаменательной встрече.
У меня появилось новое увлечение: слушать хорошую музыку в хорошем исполнении в youtube по нотам!
Пользуясь случаем, что сегодня день рождения выдающегося русского композитора, основателя «Могучей кучки» Ми́лия Алексе́евича Бала́кирева (1837-1910) и исполнилось бы ему 181 лет(!), предлагаю всем любителям классической русской музыки последовать моему примеру.
А послушаем мы восточную фантазию для фортепиано «Исламей» (1869), основанную на кабардинской (черкесской) народной танцевальной теме.
«Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Известно, что она вдохновила великого французского композитора Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
Давно завершился Республиканский фестиваль «Живая классика. Звучит музыка дагестанских композиторов», а воспоминания не дают о себе забыть.
Заключительный концерт из камерной и симфонической музыки. Празднично оформленная сцена. Много ли, мало ли прозвучало произведений, но были представлены все наши авторы.
От себя лично хочу поблагодарить Народную артистку Дагестана Светлану Мусаеву, Камерный оркестр Дагестанской государственной филармонии, а также его художественного руководителя, Народную артистку России Зарифу Абдуллаеву за прекрасное исполнение моих романсов на стихи Фазу Алиевой!
Светлана Мусаева (вокал), Камерный оркестр под управлением Зарифы Абдуллаевой
Министр культуры РД Зарема Бутаева, Председатель Дагестанского отделения СК РФ Рамазан Фаталиев