Архив рубрики Академическая музыка

Страница 35 из 54

«Время высокой музыки» в Махачкале

Имел честь присутствовать на концерте Дмитрия Когана, который прошёл рамках благотворительной акции под названием «Время высокой музыки» 19 марта в Большом зале Русского драматического театра им. М. Горького в Махачкале.

Хороший в целом концерт, вот только осадок остался немножко неприятный от того, что было это организовано на так называемой «добровольно-принудительной» основе. Зачем? Лично я и так бы пошёл.

Хотелось, конечно, услышать что-то матёрое. Ну, например, «Чакону» И. Баха. Тем более, что инструменты, на которых играет Д. Коган, коллекционные. А уже потом, — забавлять женскую половину зала всякими симпатичными миниатюрами.

И ещё. Кому пришла в голову неудачная, на мой взгляд, дизайнерская идея связать скрипичный ключ с заглавной буквой «В» на рекламном баннере?

DSC_6661

На XI Международном фестивале «Играй, душа!»

В рамках XI Международного фестиваля исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!» 18 марта прошли конкурсы исполнителей на народных инструментах в Махачкалинском музыкальном училище имени Г.А.Гасанова.

IMG_2690[1]

Организаторы – министерство культуры Дагестана, Республиканский Дом народного творчества МК РД совместно с администрацией и управлением культуры Махачкалы, Махачкалинским музыкальным училищем, Республиканским учебно-методическим центром, Союзом композиторов и Союзом музыкантов республики.

В этот же день в рамках предстоящего III Международного фестиваля традиционной народной культуры «Цамаури» состоялся Республиканский конкурс пандуристов, в котором приняли участие музыканты из Ахвахского, Ботлихского, Гергебильского, Гумбетовского, Гунибского, Левашинского, Казбековского, Кизилюртовского, Хасавюртовского, Хунзахского, Чародинского, Шамильского районов, Бежтинского участка, Буйнакска и Кизилюрта.

День выдался, прямо скажем, непростой! Шесть с половиной часов длилась вся конкурсная программа вместе с обсуждением! Но это, я думаю, стоило того.

Движемся к юбилею

17 марта в Министерстве культуры Дагестана, при участии заместителя Министра культуры РД Гаруновой Е.Д., дирижёра Камерного оркестра Даггосфилармонии Абдуллаевой З.А., художественного руководителя Даггосфилармонии Нахтигаль И.Г. и вашего покорного слуги Фаталиева Р.А. состоялось совещание, на котором обсуждался предстоящий юбилей Дагестанского отделения Союза композиторов России.

Как уже сообщалось нами ранее, Дагестанскому отделению Союза композиторов России в этом году исполняется 60-лет со дня основания. И мы, конечно, же готовимся отметить эту дату, причём достойно, несмотря на все трудности. Будем надеяться, что Министерство культуры республики нас поддержит!

Поделиться опытом с преподавателями ДШИ

Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры РД попросил меня принять участие в работе проводимых ежегодно курсов повышения квалификации педагогов ДМШ и ДШИ.

IMG_1006

Курсы были предназначены для преподавателей вокально-хоровых дисциплин. В работе семинара приняли участие преподаватели из различных городов и районов республики.

Встреча прошла, на мой взгляд, неплохо. Многие проявляли живой интерес к проблеме выбора репертуара, народному музыкальному фольклору, к творчеству дагестанских композиторов. Поговорили о предстоящем республиканском конкурсе юных вокалистов, который планируется провести 7 апреля в зале Махачкалинского музыкального училища.

В завершении беседы я предложил «пройтись» по произведению, которое было мною специально сочинено для конкурса «Юные звёздочки Махачкалы — 2015». Произведение совершенно новое, нигде не звучавшее — «Неизвестный солдат» (слова: Ю. Коринец), для детского хора с фортепиано.

В исполнении приняли участие и учащиеся дирижёрско-хорового отделения махачкалинского музыкального училища.

IMG_1017

По страницам музыки Р. Шумана

В Махачкалинском музыкальном училище, на встрече с профессором Астраханской государственной консерватории, пианисткой Кругловой Людмилой Андреевной.

Тема встречи: «Альбом для юношества» Роберта Шумана.

Даже если ты и знаешь хорошо произведение, послушать специалиста в своей области никогда не бывает лишним занятием.

image

Короли скрипичного искусства

Надо же такому совпадению случиться. Сегодня, 2 февраля, день рождения двух великих музыкантов 20 столетия: Фрица Крейслера и Яши Хейфеца!

В память о Витольде Лютославском

В эти дни появился хороший повод вспомнить «Великого князя музыки» — Витольда Лютославского! В наступившем 2015 году 25 января великому композитору исполнилось бы 82 года.

Ниже предлагаю послушать знаменитую во всех смыслах пьесу «Вариации на тему Паганини» для двух фортепиано.

Композитор, пианист и педагог Альберт Леман

С большой радостью для себя нашёл одну из редких записей (интервью) с выдающимся отечественным композитором, профессором, являвшимся бессменным заведующим кафедрой композиции при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского — Альбертом Семёновичем Леманом.

Мне посчастливилось у него учиться в Московской консерватории и потом ещё в ассистентуре-стажировке. Никогда не забуду эти годы учебы, проведённые под его руководством.

Композитор-профессионал, великолепный педагог и пианист, необыкновенно эрудированный человек, обладавший огромным ораторским даром — Альберт Семёнович умел всех нас, его учеников, заражать творчеством. Приучал нас к постоянной самостоятельной работе над собой.

Это он говорил нам: «Настоящий композитор должен быть высокоэрудированной личностью». И мы старались следовать его советам.

Памяти Елены Образцовой

«Все, что я делаю, — отрабатываю тот талант, который дал мне Господь», — так говорила Елена Васильевна Образцова — великая певица и великая женщина!

Е. Образцова

Сегодня не стало этого замечательного, глубоко духовного человека с искромётным юмором и широкой душой!

Её рассказы, интервью было всегда безумно интересно слушать, как и её прекрасное пение! Особенно мне понравились слова Е.В.Образцовой, сказанные как напутствие начинающим артистам, смысл которых заключался в том, что «надо петь прежде всего музыку, а не голые ноты!»

Она так и делала — пела душой!

Улавливать разницу «современно-несовременно»

Что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной…

Вопрос, скажем так, не праздный. Ответить на него никогда однозначно не удаётся. В интервью с московским композитором Юрием Каспаровым (кстати, моим сокурсником по ассистентуре-стажировке в Московской консерватории), взятым у него в преддверии его 60-летия, где он также упоминает нашего общего учителя Э.В.Денисова, прочитал следующее:

Мне дорого всё, что связывало меня с Э.В. Денисовым. Наиболее важное из того, что я сумел вынести из занятий с Учителем, – это понимание, что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной. Во все времена актуальность музыкального сочинения, прежде всего, определялась и определяется течением музыкального времени. Если у Венских классиков оно являлось равномерным и было носителем внеличностного начала, то у романтиков субъективизм начал проникать даже в эту основную системообразующую координату музыкального пространства. Сегодня в настоящих музыкальных произведениях течение времени подчиняется куда более сложному закону! Личностное и внеличностное, абстрактное и жанровое, равномерное и неравномерное, реализуемое в неотъемлемой связи с другими координатами и абсолютно самодостаточное – всё это организовано логикой более высокого порядка. Из этого следует, что никаких ограничений ни по стилистике языка, ни по фактуре в современной музыке быть не может! Существует огромное количество сочинений, написанных с очевидной оглядкой на гомофоническую двухладовую тональную систему, и являющихся глубоко современными. И также легко встретить не меньшее число сочинений, в основе которых исключительно новейшие приёмы звукоизвлечения, немыслимая темброфактура и эффектные чередования звучащих пластов с тишиной, но которые современными не являются. И ничего удивительного, что культурные и опытные слушатели улавливают разницу «современно – несовременно» интуитивно!

Полный текст интервью можно прочитать здесь.