Архив рубрики Академическая музыка

Страница 31 из 52

12 биеннале «Дни современной музыки в Астрахани»

С 5 по 9 октября в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий — 2015» проходит 12 биеннале «Дни современной музыки в Астрахани».

image

Чайковский по-кубински

Браво!!! Такая аранжировка, я думаю, не оскорбит слух профессионала, знающего и обожающего музыку гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского!

Динара Алиева в Большом зале Московской консерватории

Очень приятно узнавать об успехах людей, с которыми тебя жизнь каким-то необыкновенным образом сталкивала в прошлом.

Солистка Большого театра Динара Алиева представляет осенью 2015 года в Большом зале Московской консерватории свой Первый международный фестиваль Opera Art. На пяти концертах прозвучат жемчужины классической музыки: оперы «Иоланта» П.И.Чайковского и «Травиата» Дж. Верди в концертном исполнении, а также программы «Верди-гала» и «Пуччини-гала», неаполитанские песни и итальянские сарсуэлы.
Читать здесь.

Динару Алиеву я впервые увидел в Махачкале в доме её дедушки и бабушки (семья известных в республике танцоров, если не ошибаюсь: Казим и Галина Абасовы). Год точно сразу не назову. Мне предложили познакомиться с уже достаточно яркой тогда, талантливой певицей на предмет возможного её участия в Пленуме Союза композиторов Дагестана.

К сожалению, затея наша не удалась, но воспоминания остались хорошие!

Антон Висков — ноты в дар Камерному хору

«С годами время бежит быстрее, но труд и творчество замедляют его бег»
Владимир Минин

A.Viskov

Очень рад за своего друга и коллегу — Антона Вискова.

На сайте Московского Камерного хора прочитал:

Известный церковный композитор Антон Висков поздравил Московский Камерный Хор и его художественного руководителя Владимира Минина с окончанием концертного сезона 2014-2015, и передал библиотеке Хора собрание своих сочинений.

A.Viskov 2

«Сегодня Московский камерный хор определяет развитие певческого искусства, по нему постоянно сверяют свою деятельность все другие коллективы. Нужно, чтобы каждый артист понимал, какая ответственность на него возложена — по тому уровню, на котором поёт Хор, определяется уровень нашего национального искусства. Мне очень хотелось бы передать в библиотеку Московского Камерного Хора издания моих сочинений и пожелать коллективу долгих лет существования. Я же всегда готов к сотрудничеству и предоставлению своих материалов», — сказал он.

Антон Олегович Висков (р. 1965 г.) — автор более 200 произведений в различных жанрах, среди которых выделяются масштабные кантатно-ораториальные сочинения. На протяжении многих лет композитор проводит научно-исследовательскую работу по восстановлению утерянных или неоконченных партитур мастеров прошлого (В. Калинникова, М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Кастальского, А. Чеснокова, Г. Свиридова), занимается изучением русского фольклора (народные песни, духовные стихи).

Источник: https://choir.ru/events/news-archive/1016/

Д. Шостакович — памятные даты

В инете обратили внимание на следующие памятные даты, связанные с великим русским, отечественным композитором — Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем.

Д. Шостакович - 2
Шостакович в пожарной каске в блокадном Ленинграде, 1941

Эта фотография у меня всегда вызывала восхищение!

Как известно, 9 августа 1942 г. состоялось первое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде.

9 августа стало еще одной датой в судьбе Шостаковича, и, действительно, — скорбной. Он скончался 9 августа 1975 г. А прошло со дня кончины уже 40 лет!

Анонс к 12 фестивалю «Дни современной музыки в Астрахани»

На сайте Астраханской государственной консерватории прочитал анонс о предстоящем 12 фестивале «Дни современной музыки в Астрахани».

Он пройдет 5-9 октября 2015 года в рамках объявленного Международного фестиваля «Каспий-2015».

И далее фото:

RAF
Ю.Гонцов, М.Хрущева, Р.Фаталиев

Спасибо моему коллеге, Председателю Астраханского отделения Союза композиторов России Константину Владимировичу Гузенко.

Это памятная фотография. Вижу в глубине, ныне, к сожалению, покойного, нашего руководителя, Председателя Союза композиторов России Владислава Игоревича Казенина. Светлая память ему!

С текстом анонса можно ознакомиться здесь.

Юрий Темирканов о цензуре

Ю. Темирканов
Юрий Темирканов — дирижёр и художественный руководитель Петербургской филармонии

Полностью согласен с Маэстро, с его мнением относительно необходимости справедливой цензуры. (Читайте здесь)

Поводом для этого послужила, ставшая скандальной, новосибирская постановка оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.

Из этого интервью я для себя сделал несколько выдержек:

— На самом деле функция режиссера — помочь артисту понять, что хотел сказать автор. Донести намерения автора как можно лучше — вот вся задача режиссера. Если в современном театре режиссер думает, что Чайковский писал музыкальное сопровождение к его фантазиям, он глубоко ошибается.

Такой режиссер превращает оперу в киномузыку — вот в кино музыка действительно служит сопровождением к изображению. А в опере из всех составляющих спектакля музыка — самый главный компонент. Я должен видеть то, что я слышу, — все движения души композитора, его печаль и радость. А что по этому поводу думает какой бы то ни было режиссер, меня вообще не интересует;

— Панибратское обращение с великой музыкой, великой литературой происходит от недостатка культуры. Это не сегодня случилось — так всегда было: всегда настоящее искусство, в отличие от подделок, требовало от слушателя, зрителя знания и интереса;

— Не министр и не директор должны решать, что показывать на сцене Новосибирской оперы, а какая–то коллегия очень знающих и понимающих людей. И пусть их решение будет в каком–то смысле цензурой;

— Отношение общества к тем, кто занимается служением высокому, духовному, тоже должно быть возвышенным;

— … в нашей профессии есть вещи труднообъяснимые, хоть и очевидные. Скажем, если из разных стран собрать первоклассных, самых лучших музыкантов, посадить вместе — каждый из них будет играть хорошо, но оркестра не получится. Чувство оркестра возникает из истории, из традиций.

Пушкин писал: “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости”.

Вспоминая А.С.Лемана

Хорошо, что уже сейчас идёт во многих музыкальных вузах подготовка к проведению мероприятий, посвящённых 100-летию композитора и педагога, профессора, долгие годы возглавлявшего кафедру композиции Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Альберта Семёновича Лемана. Инициаторами зачастую выступают его бывшие ученики.

Совсем недавно я получил от своего однокашника по консерватории (тоже учившегося у А.С.Лемана) Азамата Хасаншина (Уфа, Башкирия) серию вопросов для публикации в журнале. Пусть меня простит Азамат, но я не дожидаясь публикации материала решил свои ответы на его вопросы опубликовать у себя на блоге. Мне кажется они будут интересными для многих, кто знал нашего педагога.

1. Опишите главные принципы «школы Лемана». В чём её сильные стороны? Используете ли Вы их в работе уже со своими учениками?
— Я бы так сказал: «Главный принцип – воспитать у ученика (будущего композитора) вкус ко всему самобытному, неординарному в сочетании с постоянным, неуёмным стремлением образовываться в смысле композиторского ремесла». В этом и заключается её (т.е. «школы») сила. В работе со своими учениками я, разумеется, продолжаю эти же традиции.
2. Тот тип отношения к национальному, фольклорному, этническому материалу, который использовался в «школе Лемана» — не устарели ли он? Каково его будущее?
— Конечно, не устарел. Он становится ещё более актуальным. Особенно в свете того, что в наше время молодёжь не знает своих корней, языка. Если не развивать его, то мы просто исчезнем как этнос.
3. В чём в целом были преимущества советской системы создания «новых национальных культур» (национальных опер, балетов, камерной и сольной инструментальной музыки)? В чём заключались их недостатки?
— Не вижу недостатков, только положительные моменты. Учили молодых композиторов, творчески переосмысливая всё накопленное мировой музыкой (её достижения), преломлять на основе своего, народного, искусства.
4. Какие пласты фольклора (жанры, обрядовая часть и др.) изучались в советское время в Вашем регионе, а какие – игнорировались? Почему это происходило, по Вашему мнению?
— Изучали всё что могли. Слово «игнорировались» не подходит для описания данной ситуации. Но не всё удавалось. Из-за отсутствия опыта исследовательской работы.
5. В чём состояла общественная роль и задача национально ориентированного композитора во времена СССР, и в наше время?
— Художники (в широком смысле слова) формировали мировоззрение гражданина страны, они являлись проводниками положительных, достойных подражания, образов. Ныне всё это утеряно, не по вине художников, конечно.
6. Изменилась ли в наши дни социальная функция композитора, его финансовое положение, роль в обществе?
— Разумеется. Его роль значительна снижена.
7. Не наблюдается ли в Вашем регионе утеря интереса публики к национальной композиторской «серьёзной», академической музыке?
— Есть некоторое «ослабление», но утерей назвать это нельзя.
8. Не наблюдается ли в Вашем регионе ослабление интереса власти к национальной культуре?
— За последние годы интерес только повысился. Но результаты пока что лишь чисто внешние, не глубинные.
9. В истории башкирской культуры есть трагическая дата – 10 июля 1937 г. В этот день по решению «тройки» были расстреляны десятки башкирских интеллигентов – фактически, все лидеры искусства и культуры нашего народа, получившие до революции прекрасное традиционное образование (в медресе Самарканда и Бухары, в Аль-Азхар, многие учились во Франции и Германии). Есть ли в истории Вашего народа подобные даты? Как Вы считаете, в чём был смысл подобного целенаправленного уничтожения культурных элит?
— Такого примера публичной казни интеллигенции я не припомню, но возможно они и были. А смысл — в уничтожении всего здравого, талантливого, инакомыслящего. Ведь серостью, как известно, легче всего управлять!

На концерте дагестанских студентов музыкальных вузов России

Летний концерт студентов (2)С концерта, который состоялся только что в зале Кумыкского музыкально-драматического театра (Махачкала).

Организатор — Дагестанская государственная филармония.

Мероприятие с некоторых пор стало ежегодным. Основная цель — поиск и поддержка молодых творческих сил.

Довольно внушительный получился список участников сегодняшнего концерта. Сюда попали и те, кто в этом году поступил.

Что касается исполнительского уровня, то он был разный. Но это не удивительно, ибо у каждого свой индивидуальный исполнительский путь. Добавим здесь же и особенности дарования каждого.

Мне гораздо интересней было, во-первых, услышать новые имена, так как многих я и так знаю по своей преподавательской деятельности в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова.

А во-вторых, понаблюдать за их (т.е. — учащихся, известных и неизвестных) профессиональным ростом.

Конечно, было волнение, были огрехи.

Но всё же стоит всех поздравить с прошедшим творческим испытанием!

Это начало пути! Будем следить и помогать им! Продолжение здесь

К 100-летию композитора А.С.Лемана

А.С.Леман

Эта афиша должна обрадовать учеников Альберта Семёновича Лемана и всех тех, кто имел когда-либо и какое-либо отношение к этому замечательному человеку.

Мне, как его ученику, проучившемуся у него в Московской консерватории, а позже прошедшего под его же руководством ассистентуру-стажировку особенно приятно. Есть что вспомнить. Занятия у него — это были самые настоящие «университеты».

Очень надеюсь, попасть на фестиваль в честь нашего мэтра!