Архив рубрики Академическая музыка

Страница 52 из 52

Виртуальное исполнительство в музыке

Похоже, что с наступлением эры высоких технологий, интернета, наступает и время виртуального исполнительства в музыке.

А ведь ещё вчера казалось, что это невозможно и бессмысленно!

Но, как говорится, то ли ещё будет! Прогресс движется вперёд! И это замечательно!

Совсем недавно наткнулся на интересную видеозапись. Продолжение здесь

Вселенная звука в отражении зеркал

12 мая 2010 г. в Москве, в рамках 8-го Международного музыкального фестиваля, получившего такое удивительное поэтичное название  —  «Вселенная звука», состоялся концерт, в котором звучала музыка для деревянных духовых инструментов.  Были исполнены произведения различных композиторов.

Поражает даже сам перечень этих имён: от  А. Вивальди, И. Баха, П. Чайковского, С. Прокофьева, до композиторов сегодняшнего времени.  Энтузиасты всего этого действа — молодые, талантливые музыканты во главе с настоящим лидером группы — Арташесом  Григоряном.

Слушая  и наблюдая  их со стороны, за их реальными подвижническими  поступками, душа наполняется гордостью за нашу отечественную исполнительскую школу. Ведь ей всегда были присущи высокий профессионализм и подлинно рыцарское отношение к искусству.

В этот день, по-видимому, царила атмосфера волшебства звука! Какие тембры: флейта, гобой, кларнет, фагот, рояль… За каждым из этих инструментов своя история.  Взаимодействуя друг с другом, они создают самые разнообразные звуковые сочетания, донося до нас  забытую информацию о самих себе.

В отношении самого фестиваля, который проводится уже в восьмой раз по инициативе Центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского,  могу сказать, что это, действительно, значимое в международном масштабе событие. Оно  способствует обобщению творческого опыта различных цивилизаций  и взаимному обогащению культур.

Предлагаю послушать некоторые записи из этого концерта.

Продолжение здесь

Отец дагестанской музыки

Готфрид Алиевич ГасановСегодня, 1 мая 2010 года, основоположнику дагестанской профессиональной музыки Готфриду Алиевичу Гасанову исполнилось бы 110 лет.

Вся его жизнь — образец беспримерного служения музыкальному искусству родного края. Интеллигентный, высоко порядочный, добросовестный и бескорыстный человек — Г.Гасанов — воспитал целую плеяду замечательных музыкантов, продолживших в дальнейшем дело своего учителя. Среди них: С.Агабабов, Ш.Чалаев, К-П.Алескеров.

Практически нет ни одной области многонационального искусства Дагестана, которой бы ни коснулась деятельность Г.Гасанова. Именно ему мы обязаны возникновением таких важнейших очагов музыкальной культуры как: Махачкалинское музыкальное училище, которое ныне по праву носит его имя (1926), Союз композиторов Дагестана (1954).

В разные годы Г.Гасанов являлся  художественным руководителем Ансамбля песни и танца Дагестанской АССР, Дагестанской государственной филармонии, заведующим музыкальной  частью Кумыкского музыкально-драматического театра.

Гасанов Готфрид Алиевич вложил немало сил в собирание, изучение и популяризацию музыкального фольклора Страны гор, становление музыкальной культуры аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин и других народов Дагестана.

Он является автором первой дагестанской оперы «Хочбар» и первого детского балета «Карачач», двух фортепианных концертов и других музыкальных произведений различных форм, в том числе фортепианных циклов: «24 прелюдии», «Лирические пьесы».

При жизни Г.Гасанов был удостоен самых высоких званий: лауреат Государственных премий, заслуженный деятель искусств РСФСР, депутат Верховного Совета Дагестанской АССР 2 и 3 созывов.

Конкурс композиторов YouTube

Youtube конкурсНедавно YouTube  объявил о проведении первого  в истории онлайн-конкурса композиторов. Как явствует из вступительного слова  Председателя жюри, дирижёра Теодора Курентзиса, основная цель конкурса: поддержать развитие академической музыки в России.

Продолжение здесь

Композитор Эдисон Денисов

Эдисон Денисов«Когда композитор слышит истинную музыку, он слышит голос Бога. Вероятно, так же великие святые в момент религиозного экстаза слышали Бога. Но едва ли он мог с ними разговаривать словом».

«Мы, конечно, проводники воли Бога, но не всех он избирает для этого».
«Надо быть Мастером».
«Если в сочинении нет момента тайны (или чуда), то это – не сочинение».
«Настоящую музыку нельзя «сочинить», ее надо услышать».

Э. Денисов

Продолжение здесь

Классика музыки XX столетия

Классика двадцатого века

Предлагаю вам высказать своё мнение по поводу представленных мною любимых сочинений композиторов прошлого века.

Также хотелось бы услышать в комментариях, что лучше всего запомнилось вам из музыки двадцатого столетия?

Продолжение здесь

Воспоминания об учёбе или о том, что есть истинный творческий дар

Ширвани ЧалаевВспоминая свои занятия с выдающимся композитором современности Ширвани Рамазановичем Чалаевым, я пришёл к выводу, что истинный художник всё же тот, кто кровью и плотью своей связан с самой жизнью и с собственным народом — как бы эта мысль не показалось старомодной для эстетствующих, так называемых, авангардистов.

Именно таков в своём творческом обличье Ш.Чалаев.

Я всегда поражаюсь его умению находить идеи, образы для своих сочинений из обычных, казалось бы простых, обыденных явлений, картин быта.

Этому, собственно, и учил он меня на своих занятиях: подмечать интересные жизненные моменты, которые должны вызвать в творческом воображении композитора определённые мысли, образно-ассоциативные связи!

Умение абстрагироваться, воплощать в звуках подлинно жизненные, а не высосанные из пальца, образы — это по сути и есть, на мой взгляд, творческий дар!

В сочинениях Ш.Чалаева меня прежде всего привлекает чётко просматриваемая логика композиционного построения, яркое гармоническое мышление, самобытная интонационность. Изучаешь и многому на их примере учишься!

Об этих и других особенностях композиторского дарования Ш.Чалаева я писал в недавно опубликованном материале «Поэзия Р. Гамзатова в прочтении Ш. Чалаева»

3 пьесы для фортепиано


© FATRAMAB.RU

Народная музыка

Народная музыка — это глубокое и ёмкое понятие. В настоящее время, к сожалению, стали подлинную народную музыку подменять различного рода суррогатом, так называемым псевдофольклором. Между тем это больше чем просто музыка или поэзия. Можно смело сказать, что в ней заложен генетической код народа.


«Пастуший Наигрыш». Композитор — Рамазан Фаталиев.
Исполняют: флейта — Индира Зайдиева, фортепиано — Автор.

Видимо, поэтому многие композиторы во все времена старались приобщаться к культуре своего народа через переосмысление этой ценнейшей информации. А делали они это посредством собственного творчества.

В предлагаемом вашему вниманию «Пастушьем наигрыше», я попытался передать ощущения, которые у меня возникли от чудесного соприкосновения, творческого обмена  с  удивительным и прекрасным явлением, каковым является народная музыка!

Беседы о музыке и не только об этом

Пытаюсь освоить новую форму общения со своими будущими читателями. Это пробный шаг. Надеюсь, что дорога в этом  направлении будет интересной, как для одной, так и другой стороны!

Известное мудрое изречение «Дорогу осилит идущий» отражает, как мне кажется, суть не только искусства, но и самой жизни! В нашей ситуации всё будет тоже зависеть от «Его Величества» терпения!