12 мая 2010 г. в Москве, в рамках 8-го Международного музыкального фестиваля, получившего такое удивительное поэтичное название — «Вселенная звука», состоялся концерт, в котором звучала музыка для деревянных духовых инструментов. Были исполнены произведения различных композиторов.
Поражает даже сам перечень этих имён: от А. Вивальди, И. Баха, П. Чайковского, С. Прокофьева, до композиторов сегодняшнего времени. Энтузиасты всего этого действа — молодые, талантливые музыканты во главе с настоящим лидером группы — Арташесом Григоряном.
Слушая и наблюдая их со стороны, за их реальными подвижническими поступками, душа наполняется гордостью за нашу отечественную исполнительскую школу. Ведь ей всегда были присущи высокий профессионализм и подлинно рыцарское отношение к искусству.
В этот день, по-видимому, царила атмосфера волшебства звука! Какие тембры: флейта, гобой, кларнет, фагот, рояль… За каждым из этих инструментов своя история. Взаимодействуя друг с другом, они создают самые разнообразные звуковые сочетания, донося до нас забытую информацию о самих себе.
В отношении самого фестиваля, который проводится уже в восьмой раз по инициативе Центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, могу сказать, что это, действительно, значимое в международном масштабе событие. Оно способствует обобщению творческого опыта различных цивилизаций и взаимному обогащению культур.
Предлагаю послушать некоторые записи из этого концерта.
Сегодня, 1 мая 2010 года, основоположнику дагестанской профессиональной музыки Готфриду Алиевичу Гасанову исполнилось бы 110 лет.
Вся его жизнь — образец беспримерного служения музыкальному искусству родного края. Интеллигентный, высоко порядочный, добросовестный и бескорыстный человек — Г.Гасанов — воспитал целую плеяду замечательных музыкантов, продолживших в дальнейшем дело своего учителя. Среди них: С.Агабабов, Ш.Чалаев, К-П.Алескеров.
Практически нет ни одной области многонационального искусства Дагестана, которой бы ни коснулась деятельность Г.Гасанова. Именно ему мы обязаны возникновением таких важнейших очагов музыкальной культуры как: Махачкалинское музыкальное училище, которое ныне по праву носит его имя (1926), Союз композиторов Дагестана (1954).
В разные годы Г.Гасанов являлся художественным руководителем Ансамбля песни и танца Дагестанской АССР, Дагестанской государственной филармонии, заведующим музыкальной частью Кумыкского музыкально-драматического театра.
Гасанов Готфрид Алиевич вложил немало сил в собирание, изучение и популяризацию музыкального фольклора Страны гор, становление музыкальной культуры аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин и других народов Дагестана.
Он является автором первой дагестанской оперы «Хочбар» и первого детского балета «Карачач», двух фортепианных концертов и других музыкальных произведений различных форм, в том числе фортепианных циклов: «24 прелюдии», «Лирические пьесы».
При жизни Г.Гасанов был удостоен самых высоких званий: лауреат Государственных премий, заслуженный деятель искусств РСФСР, депутат Верховного Совета Дагестанской АССР 2 и 3 созывов.
Недавно YouTube объявил о проведении первого в истории онлайн-конкурса композиторов. Как явствует из вступительного слова Председателя жюри, дирижёра Теодора Курентзиса, основная цель конкурса: поддержать развитие академической музыки в России.
«Когда композитор слышит истинную музыку, он слышит голос Бога. Вероятно, так же великие святые в момент религиозного экстаза слышали Бога. Но едва ли он мог с ними разговаривать словом».
«Мы, конечно, проводники воли Бога, но не всех он избирает для этого».
«Надо быть Мастером».
«Если в сочинении нет момента тайны (или чуда), то это – не сочинение».
«Настоящую музыку нельзя «сочинить», ее надо услышать».
Вспоминая свои занятия с выдающимся композитором современности Ширвани Рамазановичем Чалаевым, я пришёл к выводу, что истинный художник всё же тот, кто кровью и плотью своей связан с самой жизнью и с собственным народом — как бы эта мысль не показалось старомодной для эстетствующих, так называемых, авангардистов.
Именно таков в своём творческом обличье Ш.Чалаев.
Я всегда поражаюсь его умению находить идеи, образы для своих сочинений из обычных, казалось бы простых, обыденных явлений, картин быта.
Этому, собственно, и учил он меня на своих занятиях: подмечать интересные жизненные моменты, которые должны вызвать в творческом воображении композитора определённые мысли, образно-ассоциативные связи!
Умение абстрагироваться, воплощать в звуках подлинно жизненные, а не высосанные из пальца, образы — это по сути и есть, на мой взгляд, творческий дар!
В сочинениях Ш.Чалаева меня прежде всего привлекает чётко просматриваемая логика композиционного построения, яркое гармоническое мышление, самобытная интонационность. Изучаешь и многому на их примере учишься!
Народная музыка — это глубокое и ёмкое понятие. В настоящее время, к сожалению, стали подлинную народную музыку подменять различного рода суррогатом, так называемым псевдофольклором. Между тем это больше чем просто музыка или поэзия. Можно смело сказать, что в ней заложен генетической код народа.
Видимо, поэтому многие композиторы во все времена старались приобщаться к культуре своего народа через переосмысление этой ценнейшей информации. А делали они это посредством собственного творчества.
В предлагаемом вашему вниманию «Пастушьем наигрыше», я попытался передать ощущения, которые у меня возникли от чудесного соприкосновения, творческого обмена с удивительным и прекрасным явлением, каковым является народная музыка!
Пытаюсь освоить новую форму общения со своими будущими читателями. Это пробный шаг. Надеюсь, что дорога в этом направлении будет интересной, как для одной, так и другой стороны!
Известное мудрое изречение «Дорогу осилит идущий» отражает, как мне кажется, суть не только искусства, но и самой жизни! В нашей ситуации всё будет тоже зависеть от «Его Величества» терпения!