Архив рубрики Академическая музыка

Страница 51 из 53

Лейтмотив судьбы

Людвиг Ван БетховенМузыка должна высекать огонь из груди человеческойБетховен

Ещё в юности, в годы обучения в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова, я буквально зачитывался книгами великого французского писателя и просветителя Ромена Роллана.

Одна из них была посвящена творчеству гениального немецкого композитора Людвига вана Бетховена.

Продолжение здесь

Джакомо Пуччини

Я уже второй день, как заправский журналист, посещаю концерты с видеокамерой и таким образом пытаюсь запечатлеть самые интересные и значительные музыкальные события. Радость, конечно же, огромная! И прежде всего от осознания того, что ты можешь поделиться этим со всеми!

22 октября в зале Кумыкского театра с успехом прошёл концерт народной артистки России, солистки Большого театра, и к тому же нашей землячки, Людмилы Магомедовой. В концерте также принимали участие Александр Водопьянов (баритон, он же — ведущий и автор программы), Алексей Герасимов (фортепиано).

Выступление этой замечательной артистки можно без преувеличения назвать открытием 3 музыкального фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи»! Ибо мы до сих пор ничего не знали и не слышали о своей новоиспечённой землячке. Это был её первый приезд на свою историческую родину.

Интересной была и программа концерта под названием: «Пуччини: известный и неизвестный».

Здесь надо отдать должное ведущему и автору данного проекта, Александру Водопьянову. Он сумел очень интересно рассказать о самой музыке, и о некоторых эпизодах из жизни Джакомо Пуччини.

Любители классической музыки могли насладиться не только оперными шедеврами великого итальянского композитора, но и его неизвестными, или, точнее сказать, малоизвестными для российской аудитории сочинениями. К одним из таких шедевров камерной вокальной лирики относится и романс Д. Пуччини «Salve del ciel Regina».

Вечер виолончельной музыки

Евгений Румянцев и Рамазан Фаталиев

19 октября в Махачкале, в рамках 3 музыкального фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи», состоялся концерт с участием лауреата 13 Международного конкурса им. П.И.Чайковского Евгения Румянцева.

Е. Румянцев — один из ярких молодых виолончелистов, обладающий технической свободой и захватывающим темпераментом. Его талант, как известно, был высоко отмечен Мстиславом Ростроповичем, на открытых уроках которого Евгению посчастливилось неоднократно выступать.
Он выпускник Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского и в настоящее время продолжает обучение в аспирантуре, в классе народной артистки СССР, профессора Наталии Шаховской. Евгений ведет активную концертную деятельность, с большим успехом выступая в лучших залах России, Европы, Азии и Африки.

Настал, наконец, момент, когда и дагестанский слушатель получил великолепную возможность приобщиться к искусству этого прекрасного музыканта, а также почувствовать красоту и мощь одного из самых поющих инструментов — виолончели!
Продолжение здесь

Несостоявшийся сюрприз

Порт-Петровские ассамблеиВ эти дни в Махачкале стартовал 3 музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи».

Открытие уже состоялось 30 сентября и было приурочено к Международному Дню Музыки.

Начало фестиваля было положено выступлением Камерного оркестра Дагестанской государственной филармонии под управлением Зарифы Абдуллаевой.
Продолжение здесь

Браво, Курентзис!

Теодор КурентзисПрошёл недавно и завершился гала-концертом онлайновский конкурс композиторов youtube!

Я всё же повторюсь — конкурс разочаровал! Но, наверное, по-другому и не могло быть! Первый блин, как известно, почти всегда бывает комом, особенно на российской почве!

Лично для меня самым ярким моментом в заключительном мероприятии явилось выступление Председателя жюри, дирижёра Теодора Курентзиса.

В свободной, непринуждённой форме было сказано о простых, но правильных вещах, которые не могли не вызвать чувства удовлетворения не только у сидящих в зале авторов, но и многих других современных композиторов. Ведь так редко приходится слышать об этом с большой сцены, да ещё из уст самих исполнителей! Куда проще играть (и не заморачиваться!) классику, идти по уже проторённым тропам.

Вот некоторые, воспроизведённые по памяти, выдержки из этого выступления.
Продолжение здесь

Композитор 1001 стиля

Так ещё при жизни называли поистине гениального русского  композитора Игоря Фёдоровича Стравинского!

Человек, который взбудоражил, взорвал общественное мнение своей яркой, самобытной музыкой.

Новатор до мозга костей! Но какой?! Корнями упирающийся в родную русскую музыкальную культуру.

Блестящий знаток оркестра. Просто чародей, маг!

Как мне хотелось увидеть его «живым» в записи, исполняющим свои собственные сочинения. И вот, что я отыскал!

Рахманинов Сергей Васильевич — великий русский композитор, пианист и дирижёр

Сергей Рахманинов

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством».

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Вот цитаты из самого С.В.Рахманинова, в которых чётко демонстрируется жизненная и творческая позиция художника. Потому он, действительно, и русский, и великий русский композитор, пианист и дирижёр!

Произведением, вобравшим в себя всё самое главное и характерное для музыки Рахманинова, является, на мой взгляд, «Вокализ».

В исполнении Ицхака Перельмана эта пьеса звучит по-особому трогательно! Давайте послушаем и окунёмся в атмосферу поистине гениальной музыки!

Нам и вправду не достаёт в сегодняшнее время, в искусстве, сердечности, неподдельного чувства, настоящей, искренней любви ко всему, в том числе и к своему отечеству!

И ещё раз о конкурсе композиторов YouTube

Решил просмотреть в интернете другие мнения о конкурсе композиторов youtube.

Приятно удивлён, что мнения эти во многом совпали с моими, вплоть до образных ассоциаций! Это касается комментариев на основной страничке конкурса и других источников.

Меня особенно зацепили своей серьёзностью, правдивостью и прозорливостью мысли автора, объединившего собственные  наблюдения риторическим вопросом: «Музыка сдохла»?

Хотя я и не разделяю этого пессимизма, но не согласиться с его доводами не могу!


В состоянии сна и абстракций

Youtube конкурс

Наконец-то объявлены финалисты конкурса композиторов youtube.

Если в начале ещё сохранялась какая-то интрига и надежда, так сказать, на  творческие открытия, то теперь стало всё более или менее понятно. Увы, но в очередной раз, (я имею ввиду, в российской конкурсной практике) «гора родила мышь»!

Вызывает определённую настороженность, что в числе финалистов имена, представляющие главным образом Москву и Санкт-Петербург. Не попали в этот список представители других регионов России, других национальных композиторских школ. А ведь идея была хорошая — «помочь талантливым российским композиторам…»(Т. Курентзис). В таких случаях говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»!

Что же касается самой музыки, то тоже как-то всё странно!

Не знаю чем руководствовалось жюри, но такое ощущение, что они попали в состояние сна и абстракций. Названия сочинений финалистов, равно как и сама музыка подтверждают сказанное: «Слышащая сквозь сон», «Петербургские сноведения», «Ночь в консерватории», «Вечер в степи» и т.д.

Не хочу казаться консерватором, но, увы, вместо новизны, я услышал лишь одни претензии

Большинство представленных сочинений я бы объединил в одно крупное произведение и дал бы одно имя автору. Не важно какое или кто. Потому что это большинство, к сожалению, оказалось на одно лицо!

Здесь такое впечатление, что время для всех остановилось!

О современной академической музыке в России

Ноты заставка
О трудностях существования современной академической музыки в России уже говорилось немало. Бьют тревогу в основном сами композиторы.

А проблема всё та же: отсутствие системной государственной политики в области современного искусства.

Под названием «Новая музыка живёт, если её играют» в Российской Газете было опубликовано содержание дискуссии на вышеупомянутую тему, в которой приняли участие известные композиторы, музыкальные деятели.

Среди всего здесь высказанного, и причём по делу, меня особенно заинтересовала информация о том, что во Франции на композиторский заказ ежегодно выделяется около 750 000 евро!

Представляю себе, скольких композиторов способны осчастливить эти деньги, если их хватает на то, чтобы выплатить «гонорары за 2-3 оперы, 4 симфонических партитуры, 25-30 сочинений для камерных составов, а также изрядное количество музыки для балета, драматического театра, кино и даже для духовых оркестров и оркестров народных инструментов»?!