Полтора года назад в СМИ сообщили о пожаре, случившемся в доме дочери Юрия Башмета – Народного артиста СССР, известного альтиста, дирижёра и педагога.
Ксения Башмет должна была исполнить концерт (для фортепиано) основоположника дагестанской профессиональной музыки Готфрида Гасанова.
Ноты сгорели.
Удивительно, что нигде, после случившейся трагедии, ни в одном СМИ не было сказано о каком именно концерте шла речь.
Официально было лишь заявлено:
«Огонь уничтожил редкие ноты концерта лезгинского композитора Готфрида Гасанова, который Ксения должна была исполнять в Сочи» (из пояснений директора Русского концертного агентства).
Студентка астраханской государственной консерватории Мокан Мария Маиловна получила 1 место за научную работу, посвящённую творчеству дагестанского композитора.
Тема научной работы: «Некоторые черты хорового письма Р. Фаталиева (на примере цикла «Три хора на стихи И. Бунина»)».
Приятно, когда к твоей скромной персоне со стороны молодёжи есть внимание.
Я желаю Марии не терять интереса к дагестанской профессиональной музыке. Двигаться дальше в этом направлении!
Композитору Алексею Рыбникову 17 июля исполнилось 75 лет.
Дагестанское отделение Союза композиторов России поздравляет Народного артиста России, лауреата Государственной премии Российской Федерации, Председателя Совета Союза композиторов России Алексея Львовича Рыбникова с 75-летием!
Его музыку к фильмам и спектаклям знают и любят люди разных поколений. (Вспомним всенародно известные фильмы такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен».)
Он автор первых российских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», ставшими знаковыми сочинениями в истории российской музыкальной культуры. «Юнона и Авось» настолько полюбилась слушателям, что она и до сегодняшнего времени остаётся репертуарным произведением во многих российских театрах.
В его творческом багаже достойное место занимают и крупные симфонические, инструментальные сочинения: 6 симфоний, концерты, сонаты для различных составов и др.
В музыке А. Рыбникова удивительным образом сочетаются традиция и новаторство.
Как и в молодые годы, композитор активно продолжает экспериментировать, создавать новые образцы известных уже жанров. Примером тому может служить законченная недавно опера «Война и мир» (по одноимённому роману Л. Н. Толстого).
Также он пробует себя и в других ипостасях (например, в качестве режиссёра).
Мы желаем юбиляру крепкого здоровья (мы бы даже подчеркнули — кавказского!) для осуществления всех задуманных новых творческих планов!
В качестве дополнения к сказанному, предлагаем посмотреть видео с участием А. Л. Рыбникова на тему «Композитор в России: вчера, сегодня, завтра», записанное в музее имени С. Прокофьева.
В г. Дербенте состоялось выездное заседание оргкомитета по проведению Международной теоретической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения классика дагестанской профессиональной музыки Готфрида Алиевича Гасанова.
Организатор — Дагестанское отделение Союза композиторов России.
Как уже сообщалось раннее, проведение конференции (в связи с пандемией) было перенесено на 6 октября 2020 г. Место проведения — г. Санкт-Петербург. (См. здесь.)
В заседании, которое проходило неформально, с учетом эпидемиологической обстановки в городе, приняли участие:
инициатор конференции и член оргкомитета, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, методист СПб ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга», методический руководитель отдела электронно-музыкальных инструментов СПб ГБУ ДО «ДШИ» Красносельского района, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов — Андрей Михайлович Коваленко.
Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Государственной премии РД, Председатель Дагестанского отделения Союза композиторов России — Рамазан Абуталибович Фаталиев.
Преподаватель ДМШ №2 (г. Реутов, Московская область) — Татьяна Михайловна Королёва.
Студентка 2 курса теоретического факультета Астраханской государственной консерватории — Алана Руслановна Аливердиева.
Учащаяся фортепианного отделения ДШИ №2 г. Махачкалы (класс преподавателя С. Г. Папаян) — Амина Рамазановна Фаталиева.
«PianoФорум» — очень интересный (если кто не знает) журнал, впервые в истории российской музыкальной культуры исследующий фортепианный мир во всех его аспектах: композиторское творчество, исполнительская и педагогическая деятельности и т. д.
Появление такого издания не случайно. Ведь, как правильно было сказано во вступительной статье журнала: «Россия — великая фортепианная держава. Русское фортепианное творчество, представленное, прежде всего, такими гигантами, как Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Шостакович; русские пианисты, ставшие неотъемлемой и ценнейшей частью мировой культуры; успехи в профессиональном образовании — все это будто призывало создать специализированное издание, посвященное исключительно проблемам пианизма, причем широчайшему их кругу – начиная от строительства инструментов и заканчивая вопросами детского фортепианного обучения».
В Московской государственной консерватории объявлен II Международный конкурс композиторов Новые классики / The II International Competition New Classics (сайт конкурса — https://newclassicscompetition.art/)
Конкурс направлен на поддержку творчества молодых композиторов (в возрасте от 14 до 35 лет) и проводится по двум номинациям:
1. Современная академическая музыка, т. е. музыка, элементы эстетики которой являются инновационными. В произведениях данной номинации предполагается использование расширенных инструментальных техник.
2. Современная популярная музыка (Popular modern classics), т. е. музыка, предполагающая самый широкий стилистический спектр музыкальных средств и рассчитанная на восприятие массовой аудиторией. Сочинения в этой номинации могут относиться к любым стилям (неоклассика, необарокко и т. д.) и жанрам (включая смешанные). Критерии отбора яркость музыкального материала и мастерство выполнения.
Принимаются инструментальные произведения любого состава в пределах заявленного инструментария (от 3 до 30 исполнителей).
Конкурс состоит из отборочного и двух основных туров. Все конкурсные испытания пройдут дистанционно и анонимно.
Общий премиальный фонд конкурса составляет 1 000 000 рублей, также предусмотрены специальные призы.
17 июня день рождения одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века — Игоря Фёдоровича Стравинского (1882 — 1971).
«Обладатель 1001 стиля», как его называли, за удивительно органичное стилевое многообразие.
Новатор, революционер в музыке, композитор, чьё творчество опередило свою эпоху на многие годы вперёд.
И сегодня, спустя столетие, мы продолжаем восторгаться его творчеством, учится у него.
Несколько цитат и афоризмов великого маэстро:
Я изобретаю музыку.
Настоящий композитор думает о своей работе все время; он не всегда отдает себе отчет в этом, но понимает это позже, когда внезапно узнает, что ему делать дальше.
Как аппетит приходит во время еды, так и работа приносит с собой вдохновение, если даже оно не было заметно в её начале.
Чем больше ограничиваешь себя, тем больше себя раскрепощаешь. Деспотизм ограничения только помогает достичь точности исполнения.
Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
Приглашаем вас на встречу в прямом эфире. Это будет «Вечер памяти», посвящённый творчеству дагестанских композиторов: А. А. Агабабову, Е. С. Островскому, М. К. Касумову и А. В. Кахраманову.
Поговорим, послушаем их чудесную музыку. Присоединяйтесь, будет интересно!
Дорогому моей Учителю, доктору искусствоведения, профессору Московской государственной консерватории, Всеволоду Всеволодовичу Задерацкому исполнилось 85 лет!
От имени Дагестанского отделения Союза композиторов России и от себя лично, поздравляем Всеволода Всеволодовича с этим прекрасными юбилеем.
Желаем мы ему крепкого здоровья, как говорят у нас, кавказского долголетия, огромного человеческого счастья, и, конечно, божественной благодати во всём: в жизни, в деятельности, в творчестве.