Архив рубрики Академическая музыка

Страница 16 из 53

В творческом содружестве

Такое бывает редко. Сегодня это, можно сказать, случилось. Сложился удивительно органичный по звучанию исполнительский ансамбль.

В роли исполнителей представились: артистка Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева Зульфия Архилаева и автор, ваш покорный слуга, композитор Рамазан Фаталиев.

Как мы уже анонсировали в предыдущем посте, сегодня на музыкально-поэтической встрече, посвящённой дню рождения Театра поэзии, в творческом содружестве с талантливой молодой певицей, был исполнен романс на стихи выдающейся лакской поэтессы Салимат Курбановой.

Данное сочинение мы исполняем не первый раз. И не сказать, что у нас так много времени отводилось для репетиций. Но когда есть исполнительское чутьё у самого исполнителя и нечто большее, чем просто набор музыкальных и артистических данных, то случается это самое чудо — точное попадание в авторский замысел.

Гениальный С.В. Рахманинов

«Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я – композитор, пианист или дирижер. Эти сомнения преследуют меня и по сей день. Временами мне кажется, что я прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Теперь, когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской пословице, я «погнался за тремя зайцами». Могу ли я быть уверен, что убил хоть одного из них?» — С. Рахманинов

К 90-летию композитора Эдисона Денисова

6 апреля 2019 года Эдисону Васильевичу Денисову исполнилось бы 90 лет.

Вспоминая композитора, хочется отметить, пожалуй, главное в его характере — очень трепетное отношение к работе, к самому процессу творчества.

Эдисон Васильевич всегда был верен своим убеждениям и никогда не изменял им. Он был скромным, но в то же время, твёрдым, знающим себе цену человеком. Держал себя достойно и этим самым вызывал к себе вполне понятные чувства симпатии со стороны своих учеников и друзей.

В музыке, в партитуре большое значение придавал пластике движения голосов, мелодических линий. Чтобы это понять, недостаточно просто слушать музыку, надо видеть и ноты тоже.

Предлагаем вам послушать «Камерную симфонию» №1 (1982) в исполнении ансамбля солистов Большого театра под управлением Александра Лазарева.

МолОтДаг Часть 1 — TRANSFEST

В зале Кумыкского музыкально-драматического театра состоялся первый концерт дагестанского форума современной музыки «Творческие пересечения». Это стало возможным благодаря совместным усилиям Дагестанской государственной филармонии, Союза композиторов РД и Молодёжного отделения Союза композиторов России.

Прозвучали вокальные и инструментальные сочинения композиторов Дагестана, Ингушетии, Москвы, Санкт-Петербурга, Польши и США. Это были разные в стилевом отношении произведения. Некоторые, с явной опорой на традиционную классическую тональную систему, в других же, авторы применили различные виды современных композиторских техник.

Хотелось бы отметить музыку молодого дагестанского композитора (ныне проживающей в Америке) Гюли Камбаровой. «Ласточка аула» — композиция из вокального цикла «О Родине» на слова Расула Гамзатова, которая прозвучала в тот вечер в исполнении солистки филармонии Елены Величко (вокал) и Рамины Магомедовой (партия фортепиано).

Произведение отмечено сочетанием восточного колорита, запоминающейся мелодики и изысканной гармонии. При всём этом музыка романса совсем не лишена новизны.

Вообще надо заметить, что сочетание своеобразного «консерватизма и так называемой новой музыки» как-то удивительно дополняли друг друга на протяжении всего концерта.

Творческие пересечения — 2019

Вот, что нас ожидает завтра. Программа дагестанского форума современной музыки.

К 65-летию Союза композиторов Дагестана

Не так давно в Дагестанском отделении Союза композиторов России обсуждался план работы организации на 2019 год.

Перечислим наиболее важные мероприятия:

1. Концерт дагестанской профессиональной музыки из цикла «Музыкальные премьеры» — намечен на сентябрь.

Мы ожидаем от наших коллег-композиторов, если не всплеск, но всё же некий подъём идей и замыслов. Чтобы к тому времени в их творческом багаже появились новые яркие сочинения.

2. Организация творческого проекта «Музыка любимых книг» с участием коллег из Петрозаводска — октябрь.

Это абсолютно новое явление. Во всяком случае, у нас в республике будет происходить подобное впервые. Композитор Олег Гуреев (кстати, наш бывший соотечественник) написал музыку по мотивам «Кавказского мелового круга» Брехта. По форме и содержанию его сочинение представляет собой синтетический жанр, включающий в себя симфоническую музыку, пение и актёрскую игру.

3. Организация и проведение Республиканского композиторского конкурса им. С.А.Агабабова – октябрь.

Конкурс, когда-то проводимый министерством культуры Дагестана. Мы хотим его возродить. Кто, как не композиторы?!

4. Организация музыкального фестиваля «Дагестанские композиторы детям» — ноябрь.

Тема, конечно же, очень близкая и важная, особенно для тех авторов, кто бывал и принимал участие во Всероссийских фестивалях под названием «Композиторы детям», которые организовывал Союз композиторов России.

5. Организация и проведение «Конкурса юных композиторов» — ноябрь.

Заявка достаточно серьёзная. Ибо творчество всегда было уделом избранных людей. Основная наша цель — показать, что у нас в Дагестане умеют не только хорошо танцевать лезгинку, но и заниматься интеллектуальной деятельностью.

6. Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых 65-летию со дня основания Дагестанского отделения Союза композиторов России – декабрь.

Главный праздник нашей творческой организации. К нему обращены все наши взоры. Планируется проведение нескольких концертов симфонической, камерной и хоровой музыки. Идя навстречу этой знаменательной дате, мы будем в течение всего этого времени знакомить вас, дорогие друзья, с интересными фактами из истории и деятельности Дагестанского отделения Союза композиторов России.

Полезные советы от композитора

Сергей Сергеевич Прокофьев и его рекомендации, как облегчить запоминание наизусть. Читаем в его дневнике:

«…Играть вещи наизусть — моя слабая сторона. Сегодня у меня гениальная идея как учить наизусть, чтобы никогда не сбиваться и иметь вещь крепко в памяти.
Когда вещь много раз сыграна по нотам, надо постараться припомнить её всю без рояля, представляя себе музыку параллельно с тем, как она написана, т.е. вспоминая ушами музыку, а глазами ноты. Делать это надо медленно и кропотливо, детально представляя себе каждый такт. Это первая стадия. А вторая стадия: надо так же припомнить всю музыку, а глазам представлять не ноты, а клавиатуру и клавиши, которые производят данную музыку. Переход от первой стадии ко второй довольно труден, потому что сколько ни стараешься представить себе клавиатуру, а перед глазами рисуются ноты… Но как только удаётся усвоить в памяти клавиши параллельно с музыкой, так можно считать обеспеченным, что вещь твёрдо выучена наизусть, ибо в воспроизведении её принимают совместное участие все три памяти: музыкальная, зрительная и пальцевая; каждая упражнялась порознь — теперь все три соединяются вместе.
Сегодня, идя в «Сокол», я произвёл опыт: идя туда, воспроизвёл в памяти первую часть Сонаты Шумана, представляя себе ноты, а идя обратно — представляя себе клавиатуру (это было довольно трудно и утомительно), а вернувшись домой без запинки сыграл всю часть; между тем, до подобных упражнений я едва ли сыграл её без колебаний, остановок.
Практическое преимущество: свой репертуар можно всегда учить: идя по улице, сидя в трамвае, ожидая какой-нибудь очереди и вообще во всякий момент, когда без этого скучал бы».

Из музыкального архива СК РД

Вспоминая наши мероприятия…

«Панорама музыки композиторов Дагестана»

Именно так мы обозначили в этом году название музыкального фестиваля, который проводится уже второй год в столице республики — Махачкале.

Основная его цель — пропаганда творчества дагестанских композиторов. Мы очень надеемся, что наш фестиваль, у истоков которого стоит Дагестанское отделение Союза композиторов России, будет с каждым разом набирать силу.

Предлагаем нашим уважаемым читателям познакомиться с этим разнообразным и интересным наследием.

Сегодня вашему вниманию представлена вокальная музыка Ефима Семёновича Островского.

В честь композитора А.Н.Скрябина

27 апреля 1915 года не стало гениального русского композитора Александра Николаевича Скрябина.

Художник, предпринявший попытку объединить человечество и постичь вселенскую суть.

Константин Бальмонт — «Эльф»

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское — бемоль —
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

1916

Дагестанским композиторам

Образец диплома, которым награждали всех участников 2-го республиканского музыкального фестиваля «Панорама музыки композиторов Дагестана» на заключительном его концерте.

Мы говорим до свидания нашему фестивалю! И до скорой встречи!