Такое бывает редко. Сегодня это, можно сказать, случилось. Сложился удивительно органичный по звучанию исполнительский ансамбль.
В роли исполнителей представились: артистка Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева Зульфия Архилаева и автор, ваш покорный слуга, композитор Рамазан Фаталиев.
Как мы уже анонсировали в предыдущем посте, сегодня на музыкально-поэтической встрече, посвящённой дню рождения Театра поэзии, в творческом содружестве с талантливой молодой певицей, был исполнен романс на стихи выдающейся лакской поэтессы Салимат Курбановой.
Данное сочинение мы исполняем не первый раз. И не сказать, что у нас так много времени отводилось для репетиций. Но когда есть исполнительское чутьё у самого исполнителя и нечто большее, чем просто набор музыкальных и артистических данных, то случается это самое чудо — точное попадание в авторский замысел.
«Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я – композитор, пианист или дирижер. Эти сомнения преследуют меня и по сей день. Временами мне кажется, что я прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Теперь, когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской пословице, я «погнался за тремя зайцами». Могу ли я быть уверен, что убил хоть одного из них?» — С. Рахманинов
6 апреля 2019 года Эдисону Васильевичу Денисову исполнилось бы 90 лет.
Вспоминая композитора, хочется отметить, пожалуй, главное в его характере — очень трепетное отношение к работе, к самому процессу творчества.
Эдисон Васильевич всегда был верен своим убеждениям и никогда не изменял им. Он был скромным, но в то же время, твёрдым, знающим себе цену человеком. Держал себя достойно и этим самым вызывал к себе вполне понятные чувства симпатии со стороны своих учеников и друзей.
В музыке, в партитуре большое значение придавал пластике движения голосов, мелодических линий. Чтобы это понять, недостаточно просто слушать музыку, надо видеть и ноты тоже.
Предлагаем вам послушать «Камерную симфонию» №1 (1982) в исполнении ансамбля солистов Большого театра под управлением Александра Лазарева.
В зале Кумыкского музыкально-драматического театра состоялся первый концерт дагестанского форума современной музыки «Творческие пересечения». Это стало возможным благодаря совместным усилиям Дагестанской государственной филармонии, Союза композиторов РД и Молодёжного отделения Союза композиторов России.
Прозвучали вокальные и инструментальные сочинения композиторов Дагестана, Ингушетии, Москвы, Санкт-Петербурга, Польши и США. Это были разные в стилевом отношении произведения. Некоторые, с явной опорой на традиционную классическую тональную систему, в других же, авторы применили различные виды современных композиторских техник.
Хотелось бы отметить музыку молодого дагестанского композитора (ныне проживающей в Америке) Гюли Камбаровой. «Ласточка аула» — композиция из вокального цикла «О Родине» на слова Расула Гамзатова, которая прозвучала в тот вечер в исполнении солистки филармонии Елены Величко (вокал) и Рамины Магомедовой (партия фортепиано).
Произведение отмечено сочетанием восточного колорита, запоминающейся мелодики и изысканной гармонии. При всём этом музыка романса совсем не лишена новизны.
Вообще надо заметить, что сочетание своеобразного «консерватизма и так называемой новой музыки» как-то удивительно дополняли друг друга на протяжении всего концерта.
Не так давно в Дагестанском отделении Союза композиторов России обсуждался план работы организации на 2019 год.
Перечислим наиболее важные мероприятия:
1. Концерт дагестанской профессиональной музыки из цикла «Музыкальные премьеры» — намечен на сентябрь.
Мы ожидаем от наших коллег-композиторов, если не всплеск, но всё же некий подъём идей и замыслов. Чтобы к тому времени в их творческом багаже появились новые яркие сочинения.
2. Организация творческого проекта «Музыка любимых книг» с участием коллег из Петрозаводска — октябрь.
Это абсолютно новое явление. Во всяком случае, у нас в республике будет происходить подобное впервые. Композитор Олег Гуреев (кстати, наш бывший соотечественник) написал музыку по мотивам «Кавказского мелового круга» Брехта. По форме и содержанию его сочинение представляет собой синтетический жанр, включающий в себя симфоническую музыку, пение и актёрскую игру.
3. Организация и проведение Республиканского композиторского конкурса им. С.А.Агабабова – октябрь.
Конкурс, когда-то проводимый министерством культуры Дагестана. Мы хотим его возродить. Кто, как не композиторы?!
4. Организация музыкального фестиваля «Дагестанские композиторы детям» — ноябрь.
Тема, конечно же, очень близкая и важная, особенно для тех авторов, кто бывал и принимал участие во Всероссийских фестивалях под названием «Композиторы детям», которые организовывал Союз композиторов России.
5. Организация и проведение «Конкурса юных композиторов» — ноябрь.
Заявка достаточно серьёзная. Ибо творчество всегда было уделом избранных людей. Основная наша цель — показать, что у нас в Дагестане умеют не только хорошо танцевать лезгинку, но и заниматься интеллектуальной деятельностью.
6. Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых 65-летию со дня основания Дагестанского отделения Союза композиторов России – декабрь.
Главный праздник нашей творческой организации. К нему обращены все наши взоры. Планируется проведение нескольких концертов симфонической, камерной и хоровой музыки. Идя навстречу этой знаменательной дате, мы будем в течение всего этого времени знакомить вас, дорогие друзья, с интересными фактами из истории и деятельности Дагестанского отделения Союза композиторов России.
Сергей Сергеевич Прокофьев и его рекомендации, как облегчить запоминание наизусть. Читаем в его дневнике:
«…Играть вещи наизусть — моя слабая сторона. Сегодня у меня гениальная идея как учить наизусть, чтобы никогда не сбиваться и иметь вещь крепко в памяти. Когда вещь много раз сыграна по нотам, надо постараться припомнить её всю без рояля, представляя себе музыку параллельно с тем, как она написана, т.е. вспоминая ушами музыку, а глазами ноты. Делать это надо медленно и кропотливо, детально представляя себе каждый такт. Это первая стадия. А вторая стадия: надо так же припомнить всю музыку, а глазам представлять не ноты, а клавиатуру и клавиши, которые производят данную музыку. Переход от первой стадии ко второй довольно труден, потому что сколько ни стараешься представить себе клавиатуру, а перед глазами рисуются ноты… Но как только удаётся усвоить в памяти клавиши параллельно с музыкой, так можно считать обеспеченным, что вещь твёрдо выучена наизусть, ибо в воспроизведении её принимают совместное участие все три памяти: музыкальная, зрительная и пальцевая; каждая упражнялась порознь — теперь все три соединяются вместе. Сегодня, идя в «Сокол», я произвёл опыт: идя туда, воспроизвёл в памяти первую часть Сонаты Шумана, представляя себе ноты, а идя обратно — представляя себе клавиатуру (это было довольно трудно и утомительно), а вернувшись домой без запинки сыграл всю часть; между тем, до подобных упражнений я едва ли сыграл её без колебаний, остановок. Практическое преимущество: свой репертуар можно всегда учить: идя по улице, сидя в трамвае, ожидая какой-нибудь очереди и вообще во всякий момент, когда без этого скучал бы».
Именно так мы обозначили в этом году название музыкального фестиваля, который проводится уже второй год в столице республики — Махачкале.
Основная его цель — пропаганда творчества дагестанских композиторов. Мы очень надеемся, что наш фестиваль, у истоков которого стоит Дагестанское отделение Союза композиторов России, будет с каждым разом набирать силу.
Предлагаем нашим уважаемым читателям познакомиться с этим разнообразным и интересным наследием.
Сегодня вашему вниманию представлена вокальная музыка Ефима Семёновича Островского.
Образец диплома, которым награждали всех участников 2-го республиканского музыкального фестиваля «Панорама музыки композиторов Дагестана» на заключительном его концерте.
Мы говорим до свидания нашему фестивалю! И до скорой встречи!