Международная конференция в честь выдающегося деятеля дагестанской музыкальной культуры, композитора Готфрида Гасанова состоялась 6 октября в Санкт-Петербурге.
Прекрасный зал Союза композиторов Санкт-Петербурга, сам особняк помнящий прежних владельцев здания и петербургских зодчих трёх поколений — Монферрана, Штрома и Месмахера. Впечатление не передать словами!
И вот в этой чудесной обстановке звучала музыка Готфрида Гасанова, других дагестанских композиторов.
Но прежде были доклады. Сама конференция.
Во вступительном моём слове было зачитано приветственное обращение Министра культуры РД Заремы Бутаевой к участникам конференции.
Затем к кафедре была приглашены преподаватель Брославская Татьяна Владимировна и студентка 5 курса (музыковед) Полосина Анастасия (Санкт-Петербургская консерватория), преподаватели ДШИ Красносельского района Степанова Светлана Юрьевна и Коваленко Андрей Михайлович.
Выступление дагестанской делегации открыла студентка 2 курса Астраханской консерватории Алана Аливердиева. Получился замечательный дебют в двух ипостасях: в качестве музыковеда и вокалистки.
Её выступление заметно оживило обстановку в зале.
А в конце, после окончания конференции, как всегда, живое общение, знакомство, снимки на память.
Накануне открытия Международной конференции, посвящённой 120-летию композитора Готфрида Гасанова, на веб-странице Санкт-Петербургской консерватории появилась запись:
„Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.“
Полтора года назад в СМИ сообщили о пожаре, случившемся в доме дочери Юрия Башмета – Народного артиста СССР, известного альтиста, дирижёра и педагога.
Ксения Башмет должна была исполнить концерт (для фортепиано) основоположника дагестанской профессиональной музыки Готфрида Гасанова.
Ноты сгорели.
Удивительно, что нигде, после случившейся трагедии, ни в одном СМИ не было сказано о каком именно концерте шла речь.
Официально было лишь заявлено:
«Огонь уничтожил редкие ноты концерта лезгинского композитора Готфрида Гасанова, который Ксения должна была исполнять в Сочи» (из пояснений директора Русского концертного агентства).
Студентка астраханской государственной консерватории Мокан Мария Маиловна получила 1 место за научную работу, посвящённую творчеству дагестанского композитора.
Тема научной работы: «Некоторые черты хорового письма Р. Фаталиева (на примере цикла «Три хора на стихи И. Бунина»)».
Приятно, когда к твоей скромной персоне со стороны молодёжи есть внимание.
Я желаю Марии не терять интереса к дагестанской профессиональной музыке. Двигаться дальше в этом направлении!
Композитору Алексею Рыбникову 17 июля исполнилось 75 лет.
Дагестанское отделение Союза композиторов России поздравляет Народного артиста России, лауреата Государственной премии Российской Федерации, Председателя Совета Союза композиторов России Алексея Львовича Рыбникова с 75-летием!
Его музыку к фильмам и спектаклям знают и любят люди разных поколений. (Вспомним всенародно известные фильмы такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен».)
Он автор первых российских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», ставшими знаковыми сочинениями в истории российской музыкальной культуры. «Юнона и Авось» настолько полюбилась слушателям, что она и до сегодняшнего времени остаётся репертуарным произведением во многих российских театрах.
В его творческом багаже достойное место занимают и крупные симфонические, инструментальные сочинения: 6 симфоний, концерты, сонаты для различных составов и др.
В музыке А. Рыбникова удивительным образом сочетаются традиция и новаторство.
Как и в молодые годы, композитор активно продолжает экспериментировать, создавать новые образцы известных уже жанров. Примером тому может служить законченная недавно опера «Война и мир» (по одноимённому роману Л. Н. Толстого).
Также он пробует себя и в других ипостасях (например, в качестве режиссёра).
Мы желаем юбиляру крепкого здоровья (мы бы даже подчеркнули — кавказского!) для осуществления всех задуманных новых творческих планов!
В качестве дополнения к сказанному, предлагаем посмотреть видео с участием А. Л. Рыбникова на тему «Композитор в России: вчера, сегодня, завтра», записанное в музее имени С. Прокофьева.
В г. Дербенте состоялось выездное заседание оргкомитета по проведению Международной теоретической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения классика дагестанской профессиональной музыки Готфрида Алиевича Гасанова.
Организатор — Дагестанское отделение Союза композиторов России.
Как уже сообщалось раннее, проведение конференции (в связи с пандемией) было перенесено на 6 октября 2020 г. Место проведения — г. Санкт-Петербург. (См. здесь.)
В заседании, которое проходило неформально, с учетом эпидемиологической обстановки в городе, приняли участие:
инициатор конференции и член оргкомитета, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, методист СПб ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга», методический руководитель отдела электронно-музыкальных инструментов СПб ГБУ ДО «ДШИ» Красносельского района, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов — Андрей Михайлович Коваленко.
Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Государственной премии РД, Председатель Дагестанского отделения Союза композиторов России — Рамазан Абуталибович Фаталиев.
Преподаватель ДМШ №2 (г. Реутов, Московская область) — Татьяна Михайловна Королёва.
Студентка 2 курса теоретического факультета Астраханской государственной консерватории — Алана Руслановна Аливердиева.
Учащаяся фортепианного отделения ДШИ №2 г. Махачкалы (класс преподавателя С. Г. Папаян) — Амина Рамазановна Фаталиева.
«PianoФорум» — очень интересный (если кто не знает) журнал, впервые в истории российской музыкальной культуры исследующий фортепианный мир во всех его аспектах: композиторское творчество, исполнительская и педагогическая деятельности и т. д.
Появление такого издания не случайно. Ведь, как правильно было сказано во вступительной статье журнала: «Россия — великая фортепианная держава. Русское фортепианное творчество, представленное, прежде всего, такими гигантами, как Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Шостакович; русские пианисты, ставшие неотъемлемой и ценнейшей частью мировой культуры; успехи в профессиональном образовании — все это будто призывало создать специализированное издание, посвященное исключительно проблемам пианизма, причем широчайшему их кругу – начиная от строительства инструментов и заканчивая вопросами детского фортепианного обучения».