Архив рубрики Академическая музыка

Страница 38 из 54

Лауреаты фестиваля «Золотые звёздочки Кавказа»

Совсем недавно прошёл фестиваль «Золотые звёздочки Кавказа». (Чтобы прочитать о нём самом, кликните на картинку со ссылкой в начале поста)

Наши девочки выступили отлично, в том числе, и солисты ансамбля «Камерата» (Махачкала): Гусейнова Маисат, Аливердиева Алана, Багдасарян Татьяна. Все они стали лауреатами фестиваля.

Но жюри конкурса особенно отметило выступление Аланы! Мы поздравляем Алану с этим успехом!

Об организации самого мероприятия хочу сказать следующее. Всё бы ничего, если бы не звук. Коль уж существует номинация «эстрадное пение», так надо обеспечить и соответствующей аппаратурой, чтобы был качественный звук, а не подобие его.

Очень жалко было смотреть на тех, кто рискнул выступить «под микрофон». Досталось и нашей участнице Тане Багдасарян. Это было так заметно, что ведущий фестиваля Марат Тимохин, не задумываясь, предложил ей свой микрофон прямо во время исполнения конкурсной песни. За что мы выражаем ему глубокую признательность! (На видеозаписи, предложенной ниже, вы это увидите сами)

Но про всё это мы забыли, когда на следующий день нас, как победителей, включили в концертную программу Межрегионального фестиваля художественного творчества «Маленькие горцы».

Фестиваль проходил в рамках Государственных программ РД «Культура Республики Дагестан на 2012-2018 годы» и «Развитие языков народов Дагестана на 2014-2020 годы».

Вокальный ансамбль «Камерата» (Махачкала) был награждён «Дипломом за развитие детского художественного творчества» от Министерства культуры РД.

Для только что начавшегося учебного года, это неплохой показатель!

Ну, а теперь, обещанные видеозаписи.

В исполнении Аланы Аливердиевой звучит моя песня на стихи Расула Гамзатова «Добро и зло».

Гусейнова Маисат очень душевно исполнила следующую мою песню на стихи Шапи Казиева «Дагестан».

Выступление Татьяны Багдасарян с песней «Маленький кораблик» (из репертуара Ксении Ситник).

Победа в фестивале «Золотые звёздочки Кавказа»

Поздравляю славный наш коллектив «Камерата» (Махачкала) с победой в Межрегиональном фестивале детского творчества «Золотые звёздочки Кавказа»!

1 место в номинации «Эстрадный вокал». Ура, товарищи!!!

Несмотря на то, что мы нередко перепеваем наш уже достаточно известный репертуар, каждый раз это происходит по-новому, ибо обновляются сами аранжировки.
Кроме того, начало учебного года — время, когда только начинают раскачиваться! Ещё ведь надо суметь сохранить, не потерять накопленное за весь прошедший период.

Если честно, то ведь мы изначально приходили на этот фестиваль просто принять участие в нём, услышать мнение своих коллег. Особенно хочу подчеркнуть важность мнения такого специалиста, как Ахмедагаева Мусабека Медагаевича — профессора, заведующего кафедрой народных инструментов Северо-Кавказского государственного института искусств (г. Нальчик).

В репертуаре ансамбля не только классика, эстрада, но и народная музыка.

Папины песни

Когда собственная дочь поёт ваши песни, для любого папы-композитора это двойной повод для радости.

Занимаясь… Скажем так, пытаясь заниматься со своим ребёнком (потому что для собственных детей, как правило, у самих преподавателей никогда не хватает времени) чем-либо познавательным, тем более — музыкой, я по-настоящему понял (соответственно и оценил) педагогический талант Леопольда Моцарта, благодаря которому и появился на свет гениальный Вольфганг Амадей Моцарт!

Дарование — дарованием, но уметь направить, тем более своё чадо, по правильному пути, для этого нужно иметь не меньший талант…
Талант педагога, это, наверное, врожденное все-таки свойство.

К 60-летию Союза композиторов Дагестана

G. GasanovПриближается юбилей Союза композиторов Дагестана. Нашей организации в декабре этого года исполнится 60 лет!

Часто приходится слышать от преподавателей музыкальных школ и школ искусств о нехватке нотной литературы с музыкой дагестанских композиторов.

Проблема, которая касается не только самого Союза композиторов РД, но и Министерства культуры Дагестана.

Для её решения было бы неплохо в начале издать, либо переиздать уже существующие сборники. Но как?

Хотелось бы, чтобы это были грамотно, толково отредактированные ноты, со вступительной статьёй специалиста в этой области, с хорошей, добротной полиграфией.

У нас в республике, к сожалению, если и издают (что случается, крайне редко, да ещё в некачественном переплёте), то эту работу поручают неквалифицированным работникам.

На что-то серьёзное в этом деле, у чиновников всегда есть отговорка: «Нет денег!»

Исходя из вышесказанного, я решил открыть на страницах своего блога своеобразную рубрику «Навстречу 60-летию Союза композиторов Дагестана» и помещать в ней произведения дагестанских композиторов.

Итак. Начнём с основоположника дагестанской профессиональной музыки — Готфрида Алиевича Гасанова.

Пьесы (для фортепиано) заимствованы из изданного в прошлом коллективного сборника: Г. Гасанов, Н. Дагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев. Школа игры на фортепиано.

Пусть это и не решит проблемы в глобальном масштабе, но, по крайне мере, поможет многим желающим соприкоснуться с яркими, колоритными образами дагестанской музыкой и успешно использовать их в своей педагогической практике.

Неподражаемая Анна Нетребко

Вот оно — истинное мастерство!

Редко применяемая в оперном искусстве, игра с залом, с оркестром, но сделанная с таким вкусом!

К 25-летию газеты «Музыкальное обозрение»

Довольно интересно обыграли цифру 25 организаторы концертных мероприятий, посвящённых юбилею газеты «Музыкальное обозрение».

Muzobozrenie

Мы тоже не оказались в стороне и решили поздравить своих коллег с этой замечательной датой.

Уважаемый Андрей Алексеевич!

Руководство и весь творческий состав Союза композиторов Дагестана от всей души поздравляет Вас, в Вашем лице весь коллектив газеты «Музыкальное обозрение» с юбилеем – 25-летием со дня основания.

Газета уже давно стала для нас всех родной. Читаем, любим.

Огромное спасибо Вам за то, что Вы делаете, и прежде всего за то, что всячески умножаете значение музыканта, значение академической музыки в стране. Это так важно, особенно в наше непростое для нее и для самих профессионалов время.

Желаем нашей родной газете процветания, творческих успехов, реализации самых удивительных проектов. Пусть круг ее друзей непременно расширяется!

С уважением,

Председатель Правления Союза композиторов Дагестана
Заслуженный деятель искусств РД и Всероссийского музыкального общества
Лауреат Госпремии РД

Фаталиев Рамазан Абуталибович

О предмете «композиция», как учебной дисциплине

Интересная и актуальная тема была поднята в ходе проведения Всероссийского фестиваля современной музыки «Резонанс».

Особенность этого фестиваля: включение в программу мероприятий как концертного, так и учебно-дидактического плана.

По словам организаторов данного мероприятия: «…цель фестиваля, с одной стороны, состояла в том, чтобы сконцентрировать внимание всех тех, кто интересуется современной музыкой, на разных концертах, объединенных в неком компактном времени, а с другой – обсудить проблемы, связанные с положением композитора в современном обществе».

В рамках фестиваля был организован круглый стол на тему «Композиция в учебном процессе», (лично для меня, самая ценная часть этого мероприятия) задача которого состояла в том, чтобы собрать тех, кто преподает композицию сегодня, и выяснить с какими проблемами они сталкиваются.
Собравшиеся преподаватели музыкальных школ, училищ, колледжей и консерваторий поделились своей озабоченностью общим (неважным) положением композиции в учебном процессе.

Далее цитирую слово в слово из упомянутого мною источника (Автор: Залина Митюкова), так как готов подписаться под каждым из них:

«Наиболее актуальными оказались, во-первых, вопросы о формах и методах ведения этого предмета, которые отвечали бы современным образовательным стандартам, но при этом сохраняли лучшие традиции прошлых лет. Акцент был сделан на свободно-творческом характере уроков композиции в школах, индивидуальном подходе в занятиях со студентами училищ/колледжей, приоритете традиционного способа сочинения с подключением компьютерных технологий как вспомогательного средства при подготовке произведений к исполнению. Во-вторых, ряд вопросов касался положения педагога – его всепоглощающей роли в обучении музыканта, бесплатной основе труда преподавателя композиции в школе (где несмотря на отсутствие этой дисциплины, есть «сочиняющие» дети, желающие заниматься композицией). Были затронуты также вопросы и более широкого плана, касающиеся привлечения детей в музыкальные школы и мотивации студентов музыкальных учреждений среднего звена на поступление в вузы; были предложены способы улучшения финансового положения музыкальных образовательных учреждений.
Активное включение в дискуссию всех участников круглого стола подтвердило злободневность вопросов, вынесенных на обсуждение. Главное, что показали итоги круглого стола, это всеобщий характер проблем, связанных с состоянием дисциплины «композиция», и их связь с системой музыкального образования в целом. Явной предстала необходимость взаимодействия всех звеньев музыкально-образовательного процесса не только между собой, но и с Союзами композиторов республик и областей, так как лишь совместными усилиями можно добиться желаемых изменений».

Как живётся композиторам за рубежом?

Что мы знаем о современной (академической) музыке, о современных композиторах?
Нам порой кажется, что композиторам за границей легче жить, чем у нас в России.

Беседа, которая состоялась со швейцарским композитором и дирижёром Вильямом Бланком, проливает свет на некоторые аспекты этой проблемы.

Как обычно, излагаю понравившееся мне выдержки из интервью.

«… дирижером я бы себя не назвал: сочинение, дирижирование и преподавание — три составляющие одной и той же работы: делать музыку.»
Как мне кажется, — правильное наблюдение.

«Мне как раз кажется очень важным вновь писать для оркестров (в том числе потому, что они обращаются к такой большой аудитории), чтобы современная музыка не оказалась заперта в своеобразном «гетто». Многие композиторы нашего времени не теряют связи с классической традицией, даже если находятся в то же время под влиянием электронной музыки или поп-рока. Для того чтобы писать для симфонического оркестра, уверен, сегодня есть масса разных возможностей, включая использование живой электроники и нестандартных составов, необычное расположение музыкантов на сцене.»
Что касается возможностей, — это правда.

«…правительство Швейцарии активно вовлечено в процесс развития университетов, и поэтому, в частности, у нас целых семь (!) высших школ музыки (при населении всего семь миллионов) с развитыми кафедрами композиции и современной музыки. Хотя композиторским трудом прожить невозможно даже в Швейцарии.»
Вот вам и отношение государства к композиторскому ремеслу!

Ширвани Чалаев в фильме «Лакские песни»

Какой всё-таки замечательный фильм получился с участием композитора Ширвани Чалаева и актрисы Лии Ахеджаковой!

Это ранний Ш. Чалаев!
Время, когда мир только узнавал о существовании удивительной музыкальной планеты под названием «Лакские песни»!

Вечер памяти Рамазана Гаджиева

Р.Гаджиев19 июня, в 17.00 в большом зале Русского театра состоялся юбилейный вечер памяти дирижера, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии РД, профессора Рамазана Магомедовича Гаджиева. 

Мы его знали как высокого профессионала во всех ипостасях: дирижёра, преподавателя, общественного деятеля.

Много он сделал для пропаганды творчества дагестанских и отечественных композиторов, в том числе, и народной музыки.

Р.М.Гаджиев был человеком очень требовательным прежде всего к себе, а потом уже — ко всем остальным.  Активный, деятельный, не зная устали, — он всегда был заряжён  на творческую деятельность.

Одним из первых хоровых дирижёров, кто стал приобщать дагестанскую публику к высоким образцам храмового искусства. Мы помним его блистательные работы: «Stabat Mater» Дж. Перголези, месса В.А. Моцарта, Концерты для хора Д.Бортнянского, М. Березовского, хоровые произведения П. Чеснокова, С. Танеева, П. Чайковского.

Рамазан Магомедович, к сожалению, рано ушёл из жизни. Но как ушёл?! На сцене!
Всевышний, зная о неизбежном, дал до конца ему исполнить свой профессиональный долг и под бурные овации публики, пожелав всем здоровья, тихо уйти в мир иной!