Мы встретились, чтобы пообщаться со своими коллегами-композиторами, музыковедами в рамках Круглого стола на тему: «Поэтика фольклора в условиях современности» в Гостиной Дагестанского отделения Российского фонда культуры.
На фотографии внизу мои друзья-коллеги из Дагестанского отделения союза композиторов России, а также: из Астрахани — Александр Рындин, Константин Гузенко; из Ростова — Алексей Хевелев, Вячеслав Наздрачёв.
Слева направо: Алексей Хевелев, Вячеслав Наздрачёв, Валерий Шаулов, Магомед Гусейнов, Александр Рындин, Константин Гузенко, Рамазан Фаталиев
Я поздравляю всех нас с состоявшимся форумом современной музыки, который проходил в Махачкале с 14 по 17 ноября. (Организатор — Министерство культуры РФ, Министерство культуры РД, Дагестанская государственная филармония им. Т.А.Мурадова)
Идея этого форума зародилась в недрах Союза композиторов Дагестана и не случайно.
Подобного рода фестивали существуют уже давно во многих городах России. Бывая на этих фестивалях, мне всегда хотелось организовать что-то подобное и у нас в республике. Я бы сказал, что это назревшая необходимость.
Разумеется, нужны коллективные усилия Союза, министерства культуры и концертных организаций (филармония) республики. Так делается везде. И на одной из совместных встреч в Союзе композиторов с нашими коллегами — художественным руководителем Дагестанской филармонии Ириной Нахтигаль и дирижёром Камерного оркестра Зарифой Абдуллаевой — мы поделились своими мыслями.
Как же было приятно услышать из уст И. Нахтигаль, уже спустя какое-то время, что такой проект планируется провести, причём в ближайшее время. За что огромное спасибо им! Это настоящие энтузиасты своего дела!
Начало положено. Пожелаем форуму дальнейшего процветания!
А. Хевелев — Концерт для фортепиано с оркестром
(солист — автор, Алексей Хевелев, дирижёр — Наталья Макеева)
Р. Фаталиев — Романсы на стихи Фазу Алиевой для голоса с оркестром
(вокал — Светлана Мусаева, дирижёр — Зарифа Абдуллаева)
Создание прообраза современной линейной нотации и сольмизации (сольфеджио) итальянским ученым, композитором и педагогом Гвидо д’Ареццо в первую очередь было шагом к ликвидации разрыва между теорией и практикой того времени. Линейная нотация явилась важнейшим шагом вперед, если сравнивать ее с более старой, так называемой невменной нотацией , использовавшейся в Европе начиная с IX столетия. Новую систему записи дополняла специальная мнемотехническая система, называемая гвидоновой рукой, где порядок следования звуков определялся по костяшкам и кончикам пальцев. Звуки впервые были отделены от слогов пропеваемого текста и получили универсальные названия, взятые, впрочем, тоже из начальных слогов гимна святому Иоанну. Музыкальное обучение, таким образом, встало на научную основу. Оно резко упростилось, покончив с изустной передачей колоссальных объемов информации.
Также необходимо уточнить, что Гвидо открыл только сам принцип: до создания нотных символов в том виде, к которому мы привыкли, оставалось еще целых шесть столетий. Да и названий нот у Гвидо было всего шесть — седьмая была прибавлена позднее .
18 октября в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН прошла юбилейная научная сессия, посвящённая выдающимся дагестанским композиторам Н. Дагирову, С. Керимову, С. Агабабову, М. Кажлаеву, Ш. Чалаеву, М. Гусейнову и музыковеду М. Якубову.
Организатор: руководитель отдела искусств — Эльмира Башировна Абдуллаева
Доклады:
Композиторы Дагестана: единство творческих и мировоззренческих интенций
Эльмира Башировная Абдуллаева — заведующая отделом истории искусств Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, кандидат искусствоведения, члена Союза композиторов РФ
Манашир Якубов — летописец музыкального искусства Дагестана
Алла Керимовна Шабаева — научный сотрудник отдела истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы
Мизансцены балета «Асият» на музыку Мурада Кажлаева
Алла Мусаевна Умаханова — ведущий научный сотрудник Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РД
Музыка дагестанских композиторов в театральных спектаклях
Гулизар Ахмедовна Султанова — ведущий научный сотрудник Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ
Роль музыки Мурада Кажлаева в формировании национальных эстрадных традиций
Юрий Геннадьевич Ханжов — профессор кафедры музыкальных инструментов и сольного пения, заслуженный деятель искусств РД
В работе научной сессии приняли участие члены Союза композиторов России, композиторы: Рамазан Фаталиев, Валерий Шаулов и Магомед Гусейнов.
Вечером, в дождливую московскую погоду, проходя мимо родной ALMA MATER, решил заглянуть в Малый зал Московской консерватории.
В этот день должен был состояться тематический концерт под названием «Скрипка и Шпага». В роли рассказчика и исполнителя — Народный артист России Сергей Стадлер и его коллектив — Симфонический оркестр Санкт-Петербурга.
Выступление известного музыканта и его коллектива было посвящено знаменательной дате — 150-летию со дня основания Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
Много интересного довелось послушать, узнать. Кое-что даже удалось записать.
Много видел мастер-классов. И я, если честно, не в восторге от большинства из них. Потому как «открыто-показательная» суть этих занятий не всегда даёт реально нужный, качественный результат.
На мой взгляд, любой урок, тем более открытый, может многое дать исполнителю и соответственно — присутствующим слушателям, в том случае, если сам мастер обладает глубоким познаниями, настолько глубокими, что позволит пролить свет на многие тайны исполняемого произведения. И тут уже не столь, наверное, важно, кто он по специальности — виолончелист, пианист или вокалист.
Именно так происходило на многих мастер-классах выдающегося музыканта современности — Мстислава Ростроповича. Я видел замечательные занятия, который он проводил как с виолончелистами, так и пианистами, вокалистами.
К сожалению, не всё, что хотел показать нашёл в хорошем качестве. И поэтому демонстрирую лишь один из таких открытых уроков.