Надо же такому совпадению случиться. Сегодня, 2 февраля, день рождения двух великих музыкантов 20 столетия: Фрица Крейслера и Яши Хейфеца!
Надо же такому совпадению случиться. Сегодня, 2 февраля, день рождения двух великих музыкантов 20 столетия: Фрица Крейслера и Яши Хейфеца!
В эти дни появился хороший повод вспомнить «Великого князя музыки» — Витольда Лютославского! В наступившем 2015 году 25 января великому композитору исполнилось бы 82 года.
Ниже предлагаю послушать знаменитую во всех смыслах пьесу «Вариации на тему Паганини» для двух фортепиано.
С большой радостью для себя нашёл одну из редких записей (интервью) с выдающимся отечественным композитором, профессором, являвшимся бессменным заведующим кафедрой композиции при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского — Альбертом Семёновичем Леманом.
Мне посчастливилось у него учиться в Московской консерватории и потом ещё в ассистентуре-стажировке. Никогда не забуду эти годы учебы, проведённые под его руководством.
Композитор-профессионал, великолепный педагог и пианист, необыкновенно эрудированный человек, обладавший огромным ораторским даром — Альберт Семёнович умел всех нас, его учеников, заражать творчеством. Приучал нас к постоянной самостоятельной работе над собой.
Это он говорил нам: «Настоящий композитор должен быть высокоэрудированной личностью». И мы старались следовать его советам.
«Все, что я делаю, — отрабатываю тот талант, который дал мне Господь», — так говорила Елена Васильевна Образцова — великая певица и великая женщина!
Сегодня не стало этого замечательного, глубоко духовного человека с искромётным юмором и широкой душой!
Её рассказы, интервью было всегда безумно интересно слушать, как и её прекрасное пение! Особенно мне понравились слова Е.В.Образцовой, сказанные как напутствие начинающим артистам, смысл которых заключался в том, что «надо петь прежде всего музыку, а не голые ноты!»
Она так и делала — пела душой!
Что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной…
Вопрос, скажем так, не праздный. Ответить на него никогда однозначно не удаётся. В интервью с московским композитором Юрием Каспаровым (кстати, моим сокурсником по ассистентуре-стажировке в Московской консерватории), взятым у него в преддверии его 60-летия, где он также упоминает нашего общего учителя Э.В.Денисова, прочитал следующее:
Мне дорого всё, что связывало меня с Э.В. Денисовым. Наиболее важное из того, что я сумел вынести из занятий с Учителем, – это понимание, что такое современная музыка, и чем она отличается от музыки несовременной. Во все времена актуальность музыкального сочинения, прежде всего, определялась и определяется течением музыкального времени. Если у Венских классиков оно являлось равномерным и было носителем внеличностного начала, то у романтиков субъективизм начал проникать даже в эту основную системообразующую координату музыкального пространства. Сегодня в настоящих музыкальных произведениях течение времени подчиняется куда более сложному закону! Личностное и внеличностное, абстрактное и жанровое, равномерное и неравномерное, реализуемое в неотъемлемой связи с другими координатами и абсолютно самодостаточное – всё это организовано логикой более высокого порядка. Из этого следует, что никаких ограничений ни по стилистике языка, ни по фактуре в современной музыке быть не может! Существует огромное количество сочинений, написанных с очевидной оглядкой на гомофоническую двухладовую тональную систему, и являющихся глубоко современными. И также легко встретить не меньшее число сочинений, в основе которых исключительно новейшие приёмы звукоизвлечения, немыслимая темброфактура и эффектные чередования звучащих пластов с тишиной, но которые современными не являются. И ничего удивительного, что культурные и опытные слушатели улавливают разницу «современно – несовременно» интуитивно!
Полный текст интервью можно прочитать здесь.
Безусловно, событием уходящего Года культуры, для Дагестана в частности, стала Всероссийская премьера баллады-мюзикла «Поручик Тенгинского полка» Народного артиста РФ, Лауреата Государственных премий России, композитора Ширвани Чалаева, которая состоялась 19 и 21 декабря в Омском государственном музыкальном театре.
Спектакль поставлен по одному из самых известных прозаических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова – поэме «Герой нашего времени» и 24 его стихотворениям. Премьера спектакля посвящена 200-летию со дня рождения великого поэта.
Мы поздравляем своего дорогого Учителя с этим выдающимся событием!
Вчера в Дагестанском государственном театре кукол в рамках театрального фестиваля приуроченного к 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне был поставлен спектакль «Лети, журавлик!»
Автор сценария кандидат искусствоведения, театровед — Султанова Гулизар Ахмедовна, режиссёр — Шамсутдинов Рамазан Абдулаевич, композитор — Фаталиев Рамазан Абуталибович.
Мне особенно нравится заключительная сцена спектакля. Стихи Расула Гамзатова исполненные Заслуженной артисткой Дагестана Татьяной Белой в сочетании с музыкой не оставляют никого равнодушным!
Новинки музыковедческой литературы, представленные кандидатом искусствоведения Абдуллаевой Эльмирой Башировной на недавно состоявшемся юбилейном вечере, посвящённом 60-летию со дня основания Союза композиторов Дагестана.
Монография, являющаяся первым обобщающим исследованием о музыкальном искусстве Дагестана, в котором рассматриваются пути развития профессиональной музыки во второй половине 20 столетия до стилистических инноваций в постсоветский период на рубеже и начале 21 века.
Дагестанская государственная филармония явилась инициатором довольно оригинального по замыслу проекта под названием «Ночь музыки в Махачкале».
Содержание концертной программы по блокам: Steinway non-stop, «Камерный оркестр… и не только», «Композиторский час», «Педагоги музыкального училища музицируют…», «Опера, романс и песня», «Оркестр народных инструментов представляет…» и другое.
Возможно, это культурное мероприятие станет новой городской традицией — проводить одну из предпраздничных ночей вместе под звуки живой музыки.
В мини-проекте «Композиторский час» моё выступление выглядело следующим образом:
Далее, исполнение аранжированной мною вокальной композиции «Hit the road jack» ансамблем «Камерата» (Махачкала) ДШИ №8.