Архив рубрики Академическая музыка

Страница 44 из 54

На конференции в ИЯЛИ им. Г.Цадасы

Теме «Искусство Дагестана в 21 веке» была посвящена научно-практическая конференция, состоявшаяся 2 ноября в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра РАН.

Приятно отметить, что среди прозвучавших докладов, пять из них представляли музыкальное искусство. Вот их перечень:

— «К истории музыкальной культуры Дагестана по данным лингвистики (термины «чагана», «пандур», «чунгур»)» — главный научный сотрудник ИЯЛИ, д.ф.н. И.Х.Абдуллаев;

— «Музыка дагестанских композиторов на стихи дагестанских поэтов (опыт творческих пересечений)» — председатель Правления Союза композиторов РД, Заслуженный деятель искусств РД, Лауреат Госпремии РД, Р.А.Фаталиев;

— «Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций» — зав.отделом истории искусств ИЯЛИ, канд.иск. Э.Б.Абдуллаева;

— «Махачкалинское музыкальное училище: из опыта организации преподавания национальных музыкальных инструментов» — мл.науч.сотрудник ИЯЛИ А.К.Шабаева;

— «Сельский праздник «Гвай»: традиции и бытование» — стар.преп.кафедры теории и истории музыки ДГПУ П.Т.Шахназарова.

Бела Барток. Концерт для оркестра

Концерт для оркестра (1943) — одно из величайших творений не только самого Бартока, но и всей мировой симфонической музыки. Сочинён по заказу Бостонского оркестра, лично по просьбе выдающегося русского музыканта Сергея Кусивицкого, и впервые исполнен им же в декабре 1944 года.

Пятичастный концерт написан для большого оркестра (тройной состав деревянных и медных инструментов, увеличенное число струнных, две арфы). Виртуозный характер партий отдельных солистов и целых групп, сложность ансамблевых диалогов, наличие тембровой полифонии ставят перед исполнителями труднейшие задачи.

Композитор дал краткое описание содержания Концерта: «Общий характер произведения представляет собой — не считая «развлекательной» II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней».

В некоторых источниках указывается на сходство IV части («Прерванное интермеццо») Концерта с одной из тем Седьмой симфонии Д.Шостаковича. Обращение Бартока к «Ленинградской симфонии» по мнению их авторов только подтверждает наличие в Концерте для оркестра скрытой программы, связанной с темой войны.

Что ж, вполне возможно. Произведение создавалось в военное время, несмотря на болезнь, в обстановке крайней нужды.

Видеовариации на тему «Полёт шмеля»

Вот ещё одна оригинальная версия бессмертного сочинения великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова:

Ко дню музыки

Встреча с детьми всегда сулит интересные впечатления. Особенно, если речь идёт об учащихся музыкальных школ. Доводилось встречаться не раз. В таких случаях вспоминаешь себя в детстве. С каким трепетом и уважением мы, будучи совсем маленькими, начинающими музыкантами, смотрели на приехавших к нам в школу композиторов-современников. Мечтали стать, кто исполнителем, а кто — композитором.

29 сентября в субботу состоялась очередная встреча, посвящённая Дню музыки с учащимися и преподавательским составом моей родной музыкальной школы №1 г. Буйнакска. На эту встречу со мной приехал и мой коллега, консультант Союза композиторов Дагестана, Валерий Шаулов.

Каждый из нас рассказал о себе, о своём непростом пути становления в сложном мире искусства. Беседа сопровождалась иллюстрацией музыки, которая звучала как в исполнении самих авторов, так и — учащихся школы.

Вглядываясь в глаза детишек, я искал ответ на свой вопрос: «А было ли интересно им? Смогли ли мы заронить в душу хотя бы одного из них зерно добра и тяги к творчеству и просвещению?» Кажется, нашёл… По-крайней мере, мальчик, подошедший к нам со своей мамой, пообещал, что в следующую нашу встречу непременно покажет свои сочинения.

Посему выездную работу членов Союза композиторов Дагестана оцениваю положительно.

Добродушие гения

Может ли один талантливый человек завидовать другому (кому бы то ни было — будь то простому смертному или гению) «чёрной» завистью?

Моё твёрдое убеждение, что нет. Хотя все мы и наслышаны о предательствах, отравлениях и прочих подлостях человеческих.

Анализируя все эти негативные истории, я сделал для себя вывод: завидовать можно тому, чего у тебя нет. Поэтому считаю, что это удел слабых и в общем-то бездарных людей. А вот настоящий талант всегда оценит талантливое своего коллеги. Ведь кто-то даже сказал: «Чтобы понять талантливое надо самому быть чуточку талантливым!»

Один из таких примеров. Из жизни гениальных композиторов прошлого Ференца Листа и Эдварда Грига.

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
— Вы мне его сыграете?
— Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.
— Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.
С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.
Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
— Великолепно! Непостижимо…
— Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, — добродушно улыбнулся Лист.

Источник: https://www.peoples.ru/facts/all/f242.shtml

Чему можно научиться у Брамса

Такое иногда прочитаешь о композиторах, что диву даёшься! Особенно о том, кто и как (или чем) вдохновлялся!

Например, о Иоганнесе Брамсе. Говорят, что уже будучи взрослым и известным человеком, он по-прежнему любил расставлять по позициям любимых с детства оловянных солдатиков. Именно эти, рвущиеся в бой, солдатики и вдохновляли его на создание нового музыкального произведения.

И ещё. У маэстро, оказывается, была весьма странная привычка: «…его подзадоривали нелестные газетные статьи о его творчестве. Он регулярно прочитывал разгромные статьи в свой адрес и огорчался в том случае, если журналист все-таки «снимал шляпу» перед талантом и величием композитора». 

(До первоисточника данной информации я так и не докопался!)

Мне подумалось: «Вот бы нам, нынешним композиторам такие нервы!»

Баллада — «Danny Boy» («Мальчик Дэнни»)

Какая замечательная мелодия?! Трогательная, чистая! А в исполнении выдающегося флейтиста Джеймса Гэлвея (James Galway) просто захватывающая благородством звучания!

Продолжение здесь

«Кровавая свадьба» в дни юбилея Ш.Чалаева

Огромнейшим культурным событием явилось участие коллектива прославленного Московского Камерного музыкального музыкального театра им. Б.И.Покровского в юбилейных торжествах Народного артиста России, Лауреата Государственной премии РФ, композитора Ширвани Чалаева.

Продолжение здесь

Борису Тевлину посвящается

Завтра, 6 сентября 2012 года, в Большом зале Московской консерватории состоится концерт памяти выдающегося музыканта современности, Народного артиста России, художественного руководителя главного хора страны — Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова, — профессора Московской консерватории Бориса Григорьевича Тевлина (1931–2012).

Печальная новость о его кончине с момента своего появления очень огорчила всех нас. Борис Григорьевич был замечательным дирижёром, руководителем, широко образованным музыкантом, большим другом композиторов. Многие из них просто обязаны Борису Григорьевичу появлением на свет своих сочинений и их прекрасным исполнением. На мой взгляд, это просто счастливчики! Быть исполненным самим Б.Тевлиным, — дорогого стоит!

Много сил он отдавал пропаганде творчества современных отечественных композиторов, среди которых: А.Шнитке, Р.Щедрин, С.Губайдулина, Ш.Чалаев и другие.

Для меня самые незабываемые впечатления связаны с исполнением Б.Тевлиным хоровой оперы Р.Щедрина «Боярыня Морозова», которое состоялось в рамках 10 съезда Союза композиторов России. Я уже писал об этом (здесь). Вспоминая о тех днях, до сих пор у меня мурашки бегут по коже.

Светлая память ему!

Долгожданный юбилей классика дагестанской музыки

Ширвани ЧалаевМы долго ждали этого дня, но вот, как-будто уже определилась и дата.

6, 7 сентября состоится чествование юбиляра — Народного артиста России и Дагестана, Лауреата Государственных премий РФ и РД, композитора Ширвани Чалаева. Мероприятия приурочены к 75-летию со дня рождения композитора. Ожидается приезд прославленного коллектива — Московского Камерного музыкального театра им. Б.Покровского с оперой «Кровавая свадьба» Ш.Чалаева.

Своё отношение к Учителю я выразил здесь.