Архив рубрики Академическая музыка

Страница 45 из 54

Бела Барток

Бела Барток (1881-1945) — гениальный венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.

Значение его деятельности трудно переоценить. Он и по сегодняшний день является для многих поколений композиторов национальных школ учителем в высоком, духовном значении этого слова, ибо своим примером и творчеством указал на возможные пути развития национальной профессиональной музыки.

Барток открыл и доказал, что в музыкальном фольклоре любого народа содержатся огромные скрытые возможности в плане сочетания его с последними достижениями в области композиторской техники. Главной задачей композитора он считал собирательскую деятельность, направленную на сохранение «расовой чистоты» в музыке.

Продолжение здесь

«Дорога в Оман» — Ширвани Чалаев

Экзотика, спросите Вы?
Да вроде того, но со специфическим, чисто чалаевским, подходом! Очень любопытная музыка!

Первое, что бросается «в уши», так это подчёркнутая стилизация инструментального стиля, характерного для музыки Ближнего Востока: глиссандирующие «подкаты» у струнных, «педали» у духовых, яркий тематизм, основанный, как мне показалось, на подлинном материале.

В Оман — на родину Синдбада-морехода!

Я подумал, что с иллюстрациями будет лучше. Очень сожалею, что не спросил самого автора об истории создания сочинения. Надеюсь, узнать позже и рассказать об этом.

Продолжение здесь

«Странствия Бахадура» (Ш.Чалаев) — дагестанская премьера

Вот, наконец-то, мы и дождались премьеры музыкальной комедии Ширвани Чалаева «Странствия Бахадура». Сей знаменательный момент пришёлся на 18 июля — время «горячее»: время отпусков и прочее. Но тем не менее. Я, как никто другой, рад тому, что это сочинение увидело свет здесь, у нас, на дагестанской сцене.

Тому по меньшей мере три причины:

1. Знаю эту музыку не понаслышке (видел московскую постановку в МХАТе). 2. Принимал активное участие в предварительном показе её на художественном совете театра в качестве концертмейстера, аккомпанируя самому автору! 3. Абсолютно убеждён в том, что данное сочинение композитора, Народного артиста России и Дагестана, Лауреата Государственных премий РФ и РД — Ширвани Рамазановича Чалаева — украшение репертуара любого оперного театра, а тем более дагестанского.

Продолжение здесь

«Живой голос» Сергея Прокофьева

С большим интересом для себя открыл сайт, посвящённый творчеству молодых российских композиторов, входящих в молодёжное отделение Союза композиторов РФ (МолОт) — https://youngcomposers.ru.

Всем своим коллегам, независимо от того, нравится ли им их музыка или нет, рекомендую хотя бы раз взглянуть на него. Почерпнёте немало полезной информации для себя.

Просматривая интересные фрагменты из музыкального еженедельника «БлокНот» (телевизионного канала «Культура»), посвящённого Сергею Прокофьеву, я «нарвался» на один маленький «видео-кусочек» с записью «живого» голоса композитора. Сколько я до этого мечтал «наткнуться» где-нибудь на подобное, всё никак. А тут вдруг такая удача.

Может кто-нибудь и скажет: «Ничего особенного!» Но для меня это было важно, как и всё, что говорилось в вышеупомянутой программе о величайшем композиторе 20 столетия.

Достойный финал «Порт-петровских ассамблей»

26 июня в Большом зале Русского драматического театра в Махачкале выступлением артистов и симфонического оркестра Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» завершился 5 Международный музыкальный фестиваль «Порт-петровские ассамблеи».

Финал получился достойный. В этот вечер было много всего: серьёзной музыки (Д.Пуччини, И.Кальман), искрящегося юмора (Д.Россини, Л.Андерсон) и уж совсем приятно услышать музыку нашего знаменитого земляка композитора Мурада Кажлаева, которая была представлена фрагментами из балета «Горянка».

Продолжение здесь

21 век — творческие пересечения

Музыка современных композиторов Дагестана, Грузии, Ирана, Израиля, США.

Продолжение здесь

Интересно и познавательно о сериализме

Интересная и познавательная статья композитора Сергея Невского о самой влиятельной музыкальной технике столетия — сериализме. Рекомендую почитать не только профессионалам, но и тем, для кого музыка больше чем хобби.

В комментариях к ней имеются скептические высказывания относительно будущего музыки, основанной на данной технике и способности её воздействия на души простых слушателей.

По мнению их авторов, это лишь насилие над всем живым, природным. Звук и обертоны, чувство и душа, нравственность и борьба за неё — это всё, считают они, неприемлемо для «муз.математиков».

Так ли на самом деле? Для начала, мне думается, необходимо прочитать немало литературы, послушать много музыки, и после этого только делать выводы.

В одном я с ними согласен, музыка может и должна нести на себе функции БОЖЬЕГО ПРОМЫСЛА И БОЖЬЕЙ ЭСТЕТИКИ. И давайте будем всегда помнить и думать об этом!

Порт-Петровские ассамблеи — 2012

25 мая в Махачкале Гала-концертом ТРЁХ БАРИТОНОВ начал свою работу 5 Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи». Выступление было посвящено памяти Муслима Магомаева.

Это был замечательный, незабываемый вечер!

Вот их имена: Юрий Зальцман (солист московского театра «Русская опера»; на фото — четвёртый слева), Андрей Бреус (солист московского театра «Новая опера»; на фото — четвёртый справа), Арсен Согомонян (солист Московского академического театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко; на фото — крайний справа).

Музыка дагестанских композиторов

Не так часто слышишь музыку дагестанских профессиональных композиторов. Но, в этот день, 16 мая, слушатели получили прекрасную возможность ознакомиться с яркими, национальными по духу музыкальными сочинениями.

Концерт открылся с «Праздничной увертюры» Г.А.Гасанова:

Продолжение здесь

Себе на заметку

Вы только посмотрите, какая череда блестящих имён следует родившихся в этом месяце?! Продолжение здесь