Архив рубрики Академическая музыка

Страница 53 из 54

Рахманинов Сергей Васильевич — великий русский композитор, пианист и дирижёр

Сергей Рахманинов

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством».

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Вот цитаты из самого С.В.Рахманинова, в которых чётко демонстрируется жизненная и творческая позиция художника. Потому он, действительно, и русский, и великий русский композитор, пианист и дирижёр!

Произведением, вобравшим в себя всё самое главное и характерное для музыки Рахманинова, является, на мой взгляд, «Вокализ».

В исполнении Ицхака Перельмана эта пьеса звучит по-особому трогательно! Давайте послушаем и окунёмся в атмосферу поистине гениальной музыки!

Нам и вправду не достаёт в сегодняшнее время, в искусстве, сердечности, неподдельного чувства, настоящей, искренней любви ко всему, в том числе и к своему отечеству!

И ещё раз о конкурсе композиторов YouTube

Решил просмотреть в интернете другие мнения о конкурсе композиторов youtube.

Приятно удивлён, что мнения эти во многом совпали с моими, вплоть до образных ассоциаций! Это касается комментариев на основной страничке конкурса и других источников.

Меня особенно зацепили своей серьёзностью, правдивостью и прозорливостью мысли автора, объединившего собственные  наблюдения риторическим вопросом: «Музыка сдохла»?

Хотя я и не разделяю этого пессимизма, но не согласиться с его доводами не могу!


В состоянии сна и абстракций

Youtube конкурс

Наконец-то объявлены финалисты конкурса композиторов youtube.

Если в начале ещё сохранялась какая-то интрига и надежда, так сказать, на  творческие открытия, то теперь стало всё более или менее понятно. Увы, но в очередной раз, (я имею ввиду, в российской конкурсной практике) «гора родила мышь»!

Вызывает определённую настороженность, что в числе финалистов имена, представляющие главным образом Москву и Санкт-Петербург. Не попали в этот список представители других регионов России, других национальных композиторских школ. А ведь идея была хорошая — «помочь талантливым российским композиторам…»(Т. Курентзис). В таких случаях говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»!

Что же касается самой музыки, то тоже как-то всё странно!

Не знаю чем руководствовалось жюри, но такое ощущение, что они попали в состояние сна и абстракций. Названия сочинений финалистов, равно как и сама музыка подтверждают сказанное: «Слышащая сквозь сон», «Петербургские сноведения», «Ночь в консерватории», «Вечер в степи» и т.д.

Не хочу казаться консерватором, но, увы, вместо новизны, я услышал лишь одни претензии

Большинство представленных сочинений я бы объединил в одно крупное произведение и дал бы одно имя автору. Не важно какое или кто. Потому что это большинство, к сожалению, оказалось на одно лицо!

Здесь такое впечатление, что время для всех остановилось!

О современной академической музыке в России

Ноты заставка
О трудностях существования современной академической музыки в России уже говорилось немало. Бьют тревогу в основном сами композиторы.

А проблема всё та же: отсутствие системной государственной политики в области современного искусства.

Под названием «Новая музыка живёт, если её играют» в Российской Газете было опубликовано содержание дискуссии на вышеупомянутую тему, в которой приняли участие известные композиторы, музыкальные деятели.

Среди всего здесь высказанного, и причём по делу, меня особенно заинтересовала информация о том, что во Франции на композиторский заказ ежегодно выделяется около 750 000 евро!

Представляю себе, скольких композиторов способны осчастливить эти деньги, если их хватает на то, чтобы выплатить «гонорары за 2-3 оперы, 4 симфонических партитуры, 25-30 сочинений для камерных составов, а также изрядное количество музыки для балета, драматического театра, кино и даже для духовых оркестров и оркестров народных инструментов»?!

«Советы и жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана


Известный критик В. Стасов, прочитав их, отметил: «Раз узнав и полюбив этот маленький музыкальный кодекс, никогда уже больше его не забудешь…». Это об афоризмах великого немецкого композитора Роберта Шумана «Жизненные правила для музыкантов».

Интересные комментарии к вышеупомянутым правилам написал П.Куличкин. Советую почитать!

Виртуальное исполнительство в музыке

Похоже, что с наступлением эры высоких технологий, интернета, наступает и время виртуального исполнительства в музыке.

А ведь ещё вчера казалось, что это невозможно и бессмысленно!

Но, как говорится, то ли ещё будет! Прогресс движется вперёд! И это замечательно!

Совсем недавно наткнулся на интересную видеозапись. Продолжение здесь

Вселенная звука в отражении зеркал

12 мая 2010 г. в Москве, в рамках 8-го Международного музыкального фестиваля, получившего такое удивительное поэтичное название  —  «Вселенная звука», состоялся концерт, в котором звучала музыка для деревянных духовых инструментов.  Были исполнены произведения различных композиторов.

Поражает даже сам перечень этих имён: от  А. Вивальди, И. Баха, П. Чайковского, С. Прокофьева, до композиторов сегодняшнего времени.  Энтузиасты всего этого действа — молодые, талантливые музыканты во главе с настоящим лидером группы — Арташесом  Григоряном.

Слушая  и наблюдая  их со стороны, за их реальными подвижническими  поступками, душа наполняется гордостью за нашу отечественную исполнительскую школу. Ведь ей всегда были присущи высокий профессионализм и подлинно рыцарское отношение к искусству.

В этот день, по-видимому, царила атмосфера волшебства звука! Какие тембры: флейта, гобой, кларнет, фагот, рояль… За каждым из этих инструментов своя история.  Взаимодействуя друг с другом, они создают самые разнообразные звуковые сочетания, донося до нас  забытую информацию о самих себе.

В отношении самого фестиваля, который проводится уже в восьмой раз по инициативе Центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского,  могу сказать, что это, действительно, значимое в международном масштабе событие. Оно  способствует обобщению творческого опыта различных цивилизаций  и взаимному обогащению культур.

Предлагаю послушать некоторые записи из этого концерта.

Продолжение здесь

Отец дагестанской музыки

Готфрид Алиевич ГасановСегодня, 1 мая 2010 года, основоположнику дагестанской профессиональной музыки Готфриду Алиевичу Гасанову исполнилось бы 110 лет.

Вся его жизнь — образец беспримерного служения музыкальному искусству родного края. Интеллигентный, высоко порядочный, добросовестный и бескорыстный человек — Г.Гасанов — воспитал целую плеяду замечательных музыкантов, продолживших в дальнейшем дело своего учителя. Среди них: С.Агабабов, Ш.Чалаев, К-П.Алескеров.

Практически нет ни одной области многонационального искусства Дагестана, которой бы ни коснулась деятельность Г.Гасанова. Именно ему мы обязаны возникновением таких важнейших очагов музыкальной культуры как: Махачкалинское музыкальное училище, которое ныне по праву носит его имя (1926), Союз композиторов Дагестана (1954).

В разные годы Г.Гасанов являлся  художественным руководителем Ансамбля песни и танца Дагестанской АССР, Дагестанской государственной филармонии, заведующим музыкальной  частью Кумыкского музыкально-драматического театра.

Гасанов Готфрид Алиевич вложил немало сил в собирание, изучение и популяризацию музыкального фольклора Страны гор, становление музыкальной культуры аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин и других народов Дагестана.

Он является автором первой дагестанской оперы «Хочбар» и первого детского балета «Карачач», двух фортепианных концертов и других музыкальных произведений различных форм, в том числе фортепианных циклов: «24 прелюдии», «Лирические пьесы».

При жизни Г.Гасанов был удостоен самых высоких званий: лауреат Государственных премий, заслуженный деятель искусств РСФСР, депутат Верховного Совета Дагестанской АССР 2 и 3 созывов.

Конкурс композиторов YouTube

Youtube конкурсНедавно YouTube  объявил о проведении первого  в истории онлайн-конкурса композиторов. Как явствует из вступительного слова  Председателя жюри, дирижёра Теодора Курентзиса, основная цель конкурса: поддержать развитие академической музыки в России.

Продолжение здесь

Композитор Эдисон Денисов

Эдисон Денисов«Когда композитор слышит истинную музыку, он слышит голос Бога. Вероятно, так же великие святые в момент религиозного экстаза слышали Бога. Но едва ли он мог с ними разговаривать словом».

«Мы, конечно, проводники воли Бога, но не всех он избирает для этого».
«Надо быть Мастером».
«Если в сочинении нет момента тайны (или чуда), то это – не сочинение».
«Настоящую музыку нельзя «сочинить», ее надо услышать».

Э. Денисов

Продолжение здесь