На сайте Астраханской государственной консерватории прочитал анонс о предстоящем 12 фестивале «Дни современной музыки в Астрахани».
Он пройдет 5-9 октября 2015 года в рамках объявленного Международного фестиваля «Каспий-2015».
И далее фото:
Ю.Гонцов, М.Хрущева, Р.Фаталиев
Спасибо моему коллеге, Председателю Астраханского отделения Союза композиторов России Константину Владимировичу Гузенко.
Это памятная фотография. Вижу в глубине, ныне, к сожалению, покойного, нашего руководителя, Председателя Союза композиторов России Владислава Игоревича Казенина. Светлая память ему!
Юрий Темирканов — дирижёр и художественный руководитель Петербургской филармонии
Полностью согласен с Маэстро, с его мнением относительно необходимости справедливой цензуры. (Читайте здесь)
Поводом для этого послужила, ставшая скандальной, новосибирская постановка оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.
Из этого интервью я для себя сделал несколько выдержек:
— На самом деле функция режиссера — помочь артисту понять, что хотел сказать автор. Донести намерения автора как можно лучше — вот вся задача режиссера. Если в современном театре режиссер думает, что Чайковский писал музыкальное сопровождение к его фантазиям, он глубоко ошибается.
Такой режиссер превращает оперу в киномузыку — вот в кино музыка действительно служит сопровождением к изображению. А в опере из всех составляющих спектакля музыка — самый главный компонент. Я должен видеть то, что я слышу, — все движения души композитора, его печаль и радость. А что по этому поводу думает какой бы то ни было режиссер, меня вообще не интересует;
— Панибратское обращение с великой музыкой, великой литературой происходит от недостатка культуры. Это не сегодня случилось — так всегда было: всегда настоящее искусство, в отличие от подделок, требовало от слушателя, зрителя знания и интереса;
— Не министр и не директор должны решать, что показывать на сцене Новосибирской оперы, а какая–то коллегия очень знающих и понимающих людей. И пусть их решение будет в каком–то смысле цензурой;
— Отношение общества к тем, кто занимается служением высокому, духовному, тоже должно быть возвышенным;
— … в нашей профессии есть вещи труднообъяснимые, хоть и очевидные. Скажем, если из разных стран собрать первоклассных, самых лучших музыкантов, посадить вместе — каждый из них будет играть хорошо, но оркестра не получится. Чувство оркестра возникает из истории, из традиций.
Пушкин писал: “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости”.
Хорошо, что уже сейчас идёт во многих музыкальных вузах подготовка к проведению мероприятий, посвящённых 100-летию композитора и педагога, профессора, долгие годы возглавлявшего кафедру композиции Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Альберта Семёновича Лемана. Инициаторами зачастую выступают его бывшие ученики.
Совсем недавно я получил от своего однокашника по консерватории (тоже учившегося у А.С.Лемана) Азамата Хасаншина (Уфа, Башкирия) серию вопросов для публикации в журнале. Пусть меня простит Азамат, но я не дожидаясь публикации материала решил свои ответы на его вопросы опубликовать у себя на блоге. Мне кажется они будут интересными для многих, кто знал нашего педагога.
1.Опишите главные принципы «школы Лемана». В чём её сильные стороны? Используете ли Вы их в работе уже со своими учениками? — Я бы так сказал: «Главный принцип – воспитать у ученика (будущего композитора) вкус ко всему самобытному, неординарному в сочетании с постоянным, неуёмным стремлением образовываться в смысле композиторского ремесла». В этом и заключается её (т.е. «школы») сила. В работе со своими учениками я, разумеется, продолжаю эти же традиции. 2. Тот тип отношения к национальному, фольклорному, этническому материалу, который использовался в «школе Лемана» — не устарели ли он? Каково его будущее?
— Конечно, не устарел. Он становится ещё более актуальным. Особенно в свете того, что в наше время молодёжь не знает своих корней, языка. Если не развивать его, то мы просто исчезнем как этнос. 3. В чём в целом были преимущества советской системы создания «новых национальных культур» (национальных опер, балетов, камерной и сольной инструментальной музыки)? В чём заключались их недостатки?
— Не вижу недостатков, только положительные моменты. Учили молодых композиторов, творчески переосмысливая всё накопленное мировой музыкой (её достижения), преломлять на основе своего, народного, искусства. 4. Какие пласты фольклора (жанры, обрядовая часть и др.) изучались в советское время в Вашем регионе, а какие – игнорировались? Почему это происходило, по Вашему мнению?
— Изучали всё что могли. Слово «игнорировались» не подходит для описания данной ситуации. Но не всё удавалось. Из-за отсутствия опыта исследовательской работы. 5. В чём состояла общественная роль и задача национально ориентированного композитора во времена СССР, и в наше время?
— Художники (в широком смысле слова) формировали мировоззрение гражданина страны, они являлись проводниками положительных, достойных подражания, образов. Ныне всё это утеряно, не по вине художников, конечно. 6. Изменилась ли в наши дни социальная функция композитора, его финансовое положение, роль в обществе?
— Разумеется. Его роль значительна снижена. 7. Не наблюдается ли в Вашем регионе утеря интереса публики к национальной композиторской «серьёзной», академической музыке?
— Есть некоторое «ослабление», но утерей назвать это нельзя. 8. Не наблюдается ли в Вашем регионе ослабление интереса власти к национальной культуре?
— За последние годы интерес только повысился. Но результаты пока что лишь чисто внешние, не глубинные. 9. В истории башкирской культуры есть трагическая дата – 10 июля 1937 г. В этот день по решению «тройки» были расстреляны десятки башкирских интеллигентов – фактически, все лидеры искусства и культуры нашего народа, получившие до революции прекрасное традиционное образование (в медресе Самарканда и Бухары, в Аль-Азхар, многие учились во Франции и Германии). Есть ли в истории Вашего народа подобные даты? Как Вы считаете, в чём был смысл подобного целенаправленного уничтожения культурных элит?
— Такого примера публичной казни интеллигенции я не припомню, но возможно они и были. А смысл — в уничтожении всего здравого, талантливого, инакомыслящего. Ведь серостью, как известно, легче всего управлять!
С концерта, который состоялся только что в зале Кумыкского музыкально-драматического театра (Махачкала).
Организатор — Дагестанская государственная филармония.
Мероприятие с некоторых пор стало ежегодным. Основная цель — поиск и поддержка молодых творческих сил.
Довольно внушительный получился список участников сегодняшнего концерта. Сюда попали и те, кто в этом году поступил.
Что касается исполнительского уровня, то он был разный. Но это не удивительно, ибо у каждого свой индивидуальный исполнительский путь. Добавим здесь же и особенности дарования каждого.
Мне гораздо интересней было, во-первых, услышать новые имена, так как многих я и так знаю по своей преподавательской деятельности в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова.
А во-вторых, понаблюдать за их (т.е. — учащихся, известных и неизвестных) профессиональным ростом.
Конечно, было волнение, были огрехи.
Но всё же стоит всех поздравить с прошедшим творческим испытанием!
Эта афиша должна обрадовать учеников Альберта Семёновича Лемана и всех тех, кто имел когда-либо и какое-либо отношение к этому замечательному человеку.
Мне, как его ученику, проучившемуся у него в Московской консерватории, а позже прошедшего под его же руководством ассистентуру-стажировку особенно приятно. Есть что вспомнить. Занятия у него — это были самые настоящие «университеты».
Очень надеюсь, попасть на фестиваль в честь нашего мэтра!
В эти дни наступает финальная часть международного конкурса им. П.И.Чайковского, которая и определит его победителей.
Конкурсу 57 лет. В этом году он приурочен к 175-летию со дня рождения великого русского композитора.
Много чего изменилось за это время. Но лично для меня, он с годами стал терять, чем приобретать. В памяти у многих до сих пор известный скандал вокруг неоценённого по достоинству выступления Алексея Султанова на 11 конкурсе им. П.И.Чайковского в 1998 году. Эту историю знает каждый, причём не только профессиональный музыкант, но и многие любители музыки, потому как это было дико, чудовищно и несправедливо!
И что самое смешное, вокруг конкурса и сегодня вертятся те же самые люди! Ну, ну…
Дорогие коллеги, поздравляю Вас высоким юбилеем 60-летием Союза. Здоровья Вам и творческих успехов.
Союз наш всегда состоял из высокообразованных музыкантов. Сегодня не лучшие времена для музыки, когда любой, кроме Вас самих указывает как и какую музыку писать.
Берегите и не опускайте высокую планку профессионализма.
С уважением, Ширвани Чалаев
Москва, 17.04.2015
МАХАЧКАЛА ФАТАЛИЕВУ
Дорогие коллеги, друзья и братья! Примите самые искренние поздравления с 60-летием Вашей организации.
Дагестанская музыка и профессиональные композиторы внесли замечательную лепту в музыкальную историю нашей страны. Мы желаем Вам огромных творческих успехов, благополучия и мира Вашей прекрасной земле.
От имени музыкального сообщества Северной Осетии, Секретарь Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственных премий Ацамаз Макоев
Владикавказ, 21.04.2015
МАХАЧКАЛА ФАТАЛИЕВУ
Дорогие друзья, коллеги!
60-летие Союза композиторов Дагестана не просто профессиональный праздник отечественной и мировой музыки, но и день необходимого признания заслуг перед обществом всех тех, кто пропагандирует нашу многонациональную культуру.
Астраханская региональная общественная организация Союза композиторов России присоединяется ко всем, кто сегодня Вас поздравляет и желает всем нашим коллегам в Дагестане творческих успехов, удовлетворения от своей работы, здоровья и счастья!