Архив рубрики Академическая музыка

Страница 49 из 54

Современные композиторы России

Профессиональный композитор (вынужден подчеркнуть), как известно, — главная фигура в музыкальной деятельности во все времена.

Лучшие представители этой профессии (наряду с поэтами, художниками) всегда являлись выразителем прогрессивных дум и чаяний своего поколения, общества в целом. Но иногда композиторские творческие идеи забегают настолько вперёд, что вызывают вполне объяснимое непонимание со стороны своих современников, в особенности со стороны обывателей. Следует признать, что творчество художников (в широком смысле этого слова) всё же элитарное искусство, хотя и принадлежит народу, как это говорится в известном высказывании.

Каждая эпоха выдвигает своих представителей, которые собой, своей деятельностью заполняют всё культурное пространство. И дело, разумеется, здесь не в их количестве. А потому я задался целью выяснить для себя, кто они, из здравствующих ныне, и насколько их деятельность аккумулирует всё и вся вокруг себя.

Составленный мною список выдающихся современных российских композиторов не претендует на право называться окончательным и единственно правильным. Поэтому предлагаю всем поучаствовать и поразмышлять на эту тему. Продолжение здесь

Душе облегчение

Каждый человек, как мне кажется, хранит в своём сердце память о чём-то родном, близком.

Мы, правда, не всегда задумываемся над этим. Чаще нас охватывает жизненный водоворот и мы в беспечности, по инерции устремляемся вниз по его течению. О смысле жизни вспоминаем лишь тогда, когда теряем что-то очень дорогое…

Давно хотел воздать должное своему отцу. Ведь он был не только хорошим человеком, но и весьма разносторонней личностью. Мой отец, Фаталиев Абуталиб Газиханович, помимо того, что был выдающимся учёным-филологом, великолепно рисовал, мастерил, сочинял мелодии.

Я решил взять одну из придуманных им мелодий за основу своей музыкальной композиции и исполнить. Исполнить так, как я это делал не раз для него и в той манере, в которой он сам любил играть на нашем домашнем рояле, — мягкой и душевной.

В его мелодии есть какая-та особая просветлённость. Она даёт надежду на лучшее!

Пусть же Всевышний даст и его душе облегчение, и она возрадуется!

И вновь о конкурсе

Конкурс им. П.И.Чайковского закончился, а страсти, похоже, всё не утихают.

Основное содержание этих разговоров сводится к констатации следующих выводов.

Первое. Чувство неудовлетворённости от результатов конкурса, что даже сподвигло некоторых аккредитованных журналистов принять участие в закрытом голосовании, устроенным главным музыкальным порталом ForumKlassica.Ru.

Второе. Удовлетворение, что связано с информационной подачей, пиаром и организацией мощного финального праздника. Мне лично доставило удовольствие (я об этом уже писал) слушать конкурсантов в режиме онлайн. Хотя, как выяснилось, многие недовольны были содержанием и качеством трансляции.

Не могу и на сей раз не сослаться на материал статьи, теперь уже другого автора — Екатерины Бирюковой, опубликованный на страницах портала OpenSpace.ru, в котором даётся на мой взгляд объективная оценка всему происходящему на конкурсе и вокруг него. Думаю, что это было бы полезно знать каждому, кто не только интересуется судьбой конкурса имени П.И.Чайковского, но и глубоко задумывается над перспективами развития отечественной исполнительской школы.

Продолжение здесь

Главная фишка конкурса Чайковского


14 Международный конкурс им. П.И.Чайковского подошёл к своему логическому завершению. Буквально в эти часы происходит процедура награждения лауреатов.

Не берусь судить в целом о конкурсе, так как не могу похвастаться доскональным знанием его. Слушал не всё, к сожалению. Поэтому лучше предоставить слово более компетентным в этом смысле людям.

Замечательную статью обо всех плюсах и минусах конкурсной жизни написал на мой взгляд Дмитрий Ренанский.

Со своей же стороны хочу выразить благодарность организаторам конкурса за полученную возможность слушать и смотреть в режиме онлайн выступления участников. Это действительно прорыв! Испытал незабываемые минуты наслаждения!

Международный конкурс им. П.И.Чайковского

То, что Большой зал Московской консерватории ускоренными темпами готовится к открытию 14-го Международного конкурса им. П.И.Чайковского, было известно всем.

Официальное открытие конкурса уже состоялось.

Для меня конкурс Чайковского связан прежде всего с именем его первого победителя — Вана Клиберна.

Помню до сих пор свои впечатления от его игры!

Причём я услышал знаменитый первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского в его исполнении на тех, ещё старых, пластинках, которые мы все заказывали наложенным платежом в советские времена! И кстати, ноты тоже. (А именно: партитуру концерта я заполучил таким же способом)

В те годы мы могли видеть Вана Клиберна в основном на фотографиях. «Живьём» увидеть — мечтать только приходилось. Потому что нам, тогда ещё совсем юным, начинающим музыкантам, хотелось поучиться на всём талантливом, увидеть его «при исполнении» — настолько казалось невероятной его техника!

Я помню только разговоры, которые передавались из уст в уста о природной одарённости американского музыканта, о его фантастическом пианистическом аппарате, сравнивая даже эти возможности, с возможностями музыкантов прошлых лет. И вот, когда мне посчастливилось его увидеть за игрой, первое, что меня поразило, это руки — огромные, как щупальца. В растяжке, каждая из них, способна брать сексту через октаву! Что это такое, поймут меня музыканты.

Такими руками, а точнее, лапами, можно творить настоящие чудеса!

Я искал его конкурсное исполнение в видео-изображении, но нашёл только лишь выступление 1962 года, то есть четыре года спустя, после его победы. Это всего лишь фрагмент, но, что называется, по свежим следам. Те же фигуранты, в том числе, и выдающийся дирижёр Кирилл Кондрашин.

Здесь вы найдёте небольшой эпизод, в котором оператор зафиксировал в ближнем плане руки Вана Клиберна.

Консерваторский привет из Северной Калифорнии

Как же всё-таки здорово, когда ты или тебя находят твои товарищи по учёбе, особенно, если после этого прошло много времени.
Какое-то особое чувство переполняет твою душу: сразу же окунаешься в волну приятных воспоминаний о тех годах, когда жизнь только начинает раскрываться перед тобой различными своими гранями.
Мы были молоды, полны сил и энергии для самореализации, для творчества! Да и время было, откровенно сказать, более благоприятное (для нас, для творческих работников).

Вот так, неожиданно для себя, я получил из Америки, а точнее, из штата Северная Калифорния (Berkeley) сообщение от моей бывшей сокурсницы Лилии Валитовой.
Она — выпускница Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по специальности «теория музыки» (класс профессора С.С.Григорьева). Будучи аспирантом вышеназванного учебного заведения защитила кандидатскую диссертацию. Параллельно с теорией изучала композицию у профессора Альберта Семёновича Лемана. (Кстати, занимаясь у одного педагога по композиции мы и познакомились с ней).

Так сложились обстоятельства, что вот уже 9 лет, как она переехала из Уфы, (где она вела преподавательскую деятельность в Уфимской Государственной Академии Искусств) и живёт в Америке.

Лилия по своей натуре истинный боец! И поэтому привыкала к новым условиям, я думаю, мужественно.

Любовь к сочинению музыки похоже переборола в ней теоретика! И сейчас она, насколько мне известно, довольно активно продолжает заниматься сочинением и исполнением, а также продвижением собственной музыки. Ею был создан свой собственный сайт.

Но главное: Лилия — хороший и порядочный человек! И поэтому я от всей души желаю ей здоровья и больших творческих свершений!

МолОт Союза композиторов

Услышав о том, что уже два года существует организация под названием Молодёжное отделение Союза композиторов России, я как-то сразу отнёсся к этой новости скептически. Мне казалось, что пространства «большого» Союза достаточно для проявления творческих и иных способностей всем: людям зрелого возраста и молодым.

Но недавно я прочитал интервью с председателем Молодёжного отделения СК РФ — Ярославом Судзиловским  и кое-что для меня прояснилось.

Я понял, что это реально работающая на творческого человека структура. И хорошо, что такое серьёзное внимание уделяется проблеме востребованности художника в современном обществе.

Вот одна из цитат:

«Вообще я поймал себя на мысли, что у нас складывается очень интересная ситуация: конфликт поколений, конечно, он всегда был, но сейчас он оброс неким идейно-системным моментом. В стране выросло поколение молодых, активных людей, которые могут реально изменить страну, дать ей шанс в будущем. Но мы практически не видим этих людей в административно-культурном пространстве. Им просто не дают возможности реализовать свои самые смелые мысли.

Мы слишком много времени тратим на никому не нужную системную войну, дабы пробить хоть что-нибудь. В итоге «молодой» композитор получает возможность занять какие-то более-менее важные позиции в музыкальном сообществе и что-то реально изменить, когда его силы подчас уже на исходе — к 50—60 годам, а то и позже. Активный возраст не используется совершенно в этой стране. Почему? Россия всегда славилась своим умением терять яркие, талантливые и профессиональные кадры». (Полный текст читайте здесь.)

Комментарии, как говорится, излишни!

 

Лакские песни Ш.Чалаева

Лакские песни — пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа.

… Ш.Чалаев является не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям.

Георгий Свиридов

Эти слова выдающегося композитора 20-го столетия о нашем земляке дорогого стоят и были они отнесены к появившимся в 1968 году «7 лакским песням» для голоса с камерным оркестром. Благодаря упомянутому сочинению имя композитора Ширвани Чалаева стало известным и почитаемым среди профессионалов и любителей музыки.

С тех пор народная музыка, лакская в особенности, стала основой его творчества, чем-то даже вроде талисмана! Он много и с упоением говорит о красоте, силе народной песни! Не боится экспериментировать, искать новые пути постижения тайны завещанного нам нашими предками искусства.

Так возникли обработки «100 лакских народных песен» для голоса с фортепиано. Ш.Чалаев смело использует современную технику письма, перевоплощая фортепиано в целый оркестр, создающий своим звучанием естественную атмосферу бытования, а не просто фон для песен.

Ещё смелее композитор действует в миниатюрах для виолончели с фортепиано под названием «4 лакские песни». Здесь изобретательно используются возможности виолончели как солирующего инструмента. Пьесы превращаются в целые народные сценки!

Послушайте, как они звучат в авторском исполнении. Запись уникальная! Скорее где-то из архивных фондов!

Партию виолончели исполняет Заслуженный артист России Лев Евграфов

Классика дагестанской музыки ХХ столетия


Год юбилейный для некоторых, как здравствующих, так и ушедших наших коллег. Об этом мною уже говорилось в предыдущих записях.

Предлагаю высказаться всем по поводу составленного мною топа из произведений дагестанских профессиональных композиторов (см. здесь).

Композиторы Дагестана детям

На фото: Заур Джанаев, Рамазан Фаталиев и Валерий ШауловВчера состоялась встреча руководства Союза композиторов Дагестана с учащимися и преподавателями Детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского г. Буйнакска.

Эта плановая встреча была приурочена к предстоящим юбилейным мероприятиям, связанным с прославленными именами дагестанской профессиональной музыки: Наби Дагировым, Сейфуллой Керимовым, Сергеем Агабабовым, Ширвани Чалаевым, Магомедом Гусейновым.

Композиторы Рамазан Фаталиев, Валерий Шаулов и Заур Джанаев рассказали о предстоящих планах Союза и далее в спокойной и непринуждённой обстановке повели беседу о собственном творчестве, которая сопровождалась авторским исполнением своих сочинений.

Продолжение здесь