Архив рубрики Академическая музыка

Страница 51 из 55

Лакские песни Ш.Чалаева

Лакские песни — пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа.

… Ш.Чалаев является не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям.

Георгий Свиридов

Эти слова выдающегося композитора 20-го столетия о нашем земляке дорогого стоят и были они отнесены к появившимся в 1968 году «7 лакским песням» для голоса с камерным оркестром. Благодаря упомянутому сочинению имя композитора Ширвани Чалаева стало известным и почитаемым среди профессионалов и любителей музыки.

С тех пор народная музыка, лакская в особенности, стала основой его творчества, чем-то даже вроде талисмана! Он много и с упоением говорит о красоте, силе народной песни! Не боится экспериментировать, искать новые пути постижения тайны завещанного нам нашими предками искусства.

Так возникли обработки «100 лакских народных песен» для голоса с фортепиано. Ш.Чалаев смело использует современную технику письма, перевоплощая фортепиано в целый оркестр, создающий своим звучанием естественную атмосферу бытования, а не просто фон для песен.

Ещё смелее композитор действует в миниатюрах для виолончели с фортепиано под названием «4 лакские песни». Здесь изобретательно используются возможности виолончели как солирующего инструмента. Пьесы превращаются в целые народные сценки!

Послушайте, как они звучат в авторском исполнении. Запись уникальная! Скорее где-то из архивных фондов!

Партию виолончели исполняет Заслуженный артист России Лев Евграфов

Классика дагестанской музыки ХХ столетия


Год юбилейный для некоторых, как здравствующих, так и ушедших наших коллег. Об этом мною уже говорилось в предыдущих записях.

Предлагаю высказаться всем по поводу составленного мною топа из произведений дагестанских профессиональных композиторов (см. здесь).

Композиторы Дагестана детям

На фото: Заур Джанаев, Рамазан Фаталиев и Валерий ШауловВчера состоялась встреча руководства Союза композиторов Дагестана с учащимися и преподавателями Детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского г. Буйнакска.

Эта плановая встреча была приурочена к предстоящим юбилейным мероприятиям, связанным с прославленными именами дагестанской профессиональной музыки: Наби Дагировым, Сейфуллой Керимовым, Сергеем Агабабовым, Ширвани Чалаевым, Магомедом Гусейновым.

Композиторы Рамазан Фаталиев, Валерий Шаулов и Заур Джанаев рассказали о предстоящих планах Союза и далее в спокойной и непринуждённой обстановке повели беседу о собственном творчестве, которая сопровождалась авторским исполнением своих сочинений.

Продолжение здесь

Арт-проект «ТенорА ХХI века»

В таких случаях уместно говорить: «Лучше поздно, чем никогда!»

Коллектив будет в этом году отмечать своё пятилетие, а мы вот только-только узнаём о их существовании. На всём эфирном пространстве не нашлось достойного, как мне кажется, места для них. Великолепные русские тенора! Это не просто вокальный коллектив, а ансамбль солистов, да ещё каких! За каждым из них внушительный послужной список! (см. здесь)

Вот их имена: Александр Богданов, Михаил Урусов, Александр Захаров, Максим Пастер, Эдуард Семёнов, Александр Скварко. Руководитель проекта — Дмитрий Сибирцев.

Дайджест-музыка — хорошо это или плохо?

Вокруг современного композиторского творчества постоянно ведутся какие-то дискуссии.

Придумали даже специальные понятия.

Ну, например. Для композиторов, пишущих в традиционной манере, а точнее, для их «продукции» ввели термин «дайджест-музыка», что означает «культуру пересказа», то есть, говоря иными словами, «игра в классики» или просто — плагиат. А для тех, кто идёт своим путём, соответственно для их творчества — красивое словосочетание — «культура оригинала».

Всё это я вычитал на страничке www.openspace.ru/music_classic/ в статье Бориса Филановского «Не рой другому гумус». Она была написана в ответ на материал под названием «Дайджест-культура», который был опубликован на этом же сайте. Его автор — Дмитрий Курляндский.

Сказать честно, я не сторонник подобных словесных изощрений. Ибо очень легко подогнать под так называемую «культуру пересказа» и много хорошего.

Вот интересно, к какой «культуре» отнесут авторы этих статей творчество Дмитрия Шостаковича?

Виртуоз по имени Лисица

Давно я не слышал и не видел проявления подобного мастерства со стороны так сказать прекрасной половины человечества! Это я об американской пианистке украинского происхождения Валентине Лисице.

Кстати, впервые о ней я узнал из форумов, готовя предыдущий материал, посвящённый выдающемуся пианисту Дьёрдю Циффре.

Просмотрел несколько её видеороликов.

Ничего не скажешь, пианистка великолепная! Я даже проникся чувством гордости за отечественную фортепианную школу. Продолжение здесь

Демон по имени Дьёрдь Циффра

Открыл для себя феноменального пианиста по имени Дьёрдь Циффра (1921 — 1994). И случилось это буквально вчера, в гостях у своего друга, талантливого веб-дизайнера — Тимура Магомедова.
Перелистывая различные телевизионные каналы, мы случайно нарвались на его архивные записи. Оторваться не могли! Настолько было всё захватывающе! Нас потрясли его феерическая техника, сокрушительный напор и титанический темперамент.

Естественно, мы тут же кинулись к компьютеру и полезли в интернет, чтобы найти о нём исчерпывающую информацию и сами видеозаписи.

Продолжение здесь

Союз композиторов Дагестана — навстречу юбилеям

Для дагестанского отделения Союза композиторов России нынешний 2011 год обещает быть урожайным на юбилеи.

Он будет отмечен юбилеями трёх ушедших и трёх ныне здравствующих композиторов. Каждый из них являет собой отдельную страничку в истории дагестанской профессиональной музыкальной культуры. И потому считаю необходимым напомнить эти имена для тех, кто не равнодушен к музыкальной истории своей страны и для тех, кому это будет просто интересно знать.
Продолжение здесь

Яша Хейфец — к 110-летию со дня рождения

Не знаю как это происходит у других, но лично у меня процесс восприятия искусства (музыки, в частности,) связан с его визуальным представлением. То есть для полного ощущения и удовлетворения я должен знать, кто автор или исполнитель этого произведения, а ещё лучше — видеть его реальный образ, потому что лицо, внешний облик, как известно, о многом свидетельствует!

Моё первое знакомство с искусством величайшего скрипача прошлого столетия Яши Хейфеца состоялось в следующей последовательности: «потрясение — узнавание» (последнее, в смысле — поиск информации о самом исполнителе). С этого момента началась и моя «болезнь» по Хейфецу!

Продолжение здесь

Наше музыкальное будущее

Рамазан Фаталиев и Иманшапи МагомедовЖизнь композитора, как известно, состоит не только из творческого процесса. Она включает в себя и другие виды деятельности, в частности, исполнительскую. Это важная и необходимая работа, ибо без пропаганды творчества теряется сам смысл написания музыки.

Многие композиторы (и, кстати, представители других творческих профессий, например, поэты) любят выступать со своими сочинениями перед различной аудиторией. Ведь она даёт дополнительный стимул, мотивацию для творческого процесса.

Считаю особенно важной работу с детской и юношеской аудиторией. Потому что именно в этом возрасте закладываются основы духовного воспитания человека.

Мне доводилось не раз принимать участие во встречах с преподавательскими составами и учащимися различных учебных заведений. Каждая такая встреча обычно приносит много интересных впечатлений.

Продолжение здесь